Что такое протоколНа прием к Английской КоролевеКаждый человек мечтает попасть на прием к Английской Королеве. Допустим, вы удостоились этой чести. Что дальше? Дальше нужно позаботиться о том, чтобы достойно на этом приеме выглядеть. Нужно ли знать английский язык? Конечно, хорошо бы. Но если вы знаете немецкий, или французский, или только свой родной? То что? А ничего. Вас выручит переводчик. Но есть еще один язык, перевода с которого не существует. Это язык невербальных жестов, отношений, общения, поведения. Это язык церемониала и протокола. И если пользоваться театральной лексикой, то протокол - это пьеса, а церемониал - это спектакль. И этот спектакль играется десятилетиями, а то и веками, не меняя в нем действия. Он узаконен и не терпит вольностей и изменений. Знание и соблюдение его неукоснительно для всех. За примером далеко ходить не надо. Весь мир видел по телевидению, как Епископ Кентерберийский, один из приглашенных на 100-летие Королевы-Матери "умыкнул" ее бокал. На что Елизавета столь же бесцеремонно со словами "это мое" отобрала свой бокал. Большего позора старая добрая Англия не видела. На следующий день бедолага-епископ вынужден был публично извиняться. Не менее забавный случай произошел в Англии и с одним нашим известным поэтом. Он был польщен тем, что проезжающая мимо королева увидела его в толпе и несколько секунд, не отрываясь, смотрела только на него. Видимо узнала. Когда на следующий день поэт попал на прием и был представлен королеве, то не преминул выразить ей свою благодарность за то, что она его увидела в толпе и узнала. На что Их Величество ответила: - Да, я вас действительно узнаю. Вы были вчера единственный, кто не снял шляпу. Интерес к внешней политике и дипломатии государств, соответственно, и к дипломатическому церемониалу и протоколу в настоящее время проявляют не только политические деятели, специалисты-международники и ученые-политологи. Проблемы мировой политики перестали быть прерогативой дипломатов. Они приобрели всенародный характер. Общество и государство пришло в движение. Возросло количество международных контактов и сотрудничеств, меняется политическая и экономическая система, в формировании которой все более важную роль начинают играть факторы личности. Сегодня в процессе своей деятельности все большее число руководителей всех рангов участвуют в различных мероприятиях, связанных со встречами и общением с представителями иностранных государств. И не вызывает сомнения, что знание дипломатического церемониала и протокола имеет сегодня немаловажное значение. Исторический опыт показывает, что для обеспечения нормальных дипломатических отношений - будь то политические, экономические или культурные контакты - не достаточно одних международно-правовых норм. При всей сложной совокупности международных отношений помимо уважения сложившихся и закрепленных мировым сообществом правовых норм необходимо также соблюдение определенных традиций, правил, условностей, обычаев, то есть того, что именуется дипломатическим церемониалом и протоколом. Древние любили говорить, что "протокол - это фимиам дружбы". Уважительное отношение к стране, ее народу, официальным лицам способствует созданию атмосферы доверия и дружбы, укреплению сотрудничества. Благодаря точному соблюдению церемониала и протокола создается благоприятствующая переговорам обстановка, рабочее настроение должностных лиц, способствующее разрешению больших и малых политических, экономических, социальных вопросов. В международной государственной дипломатии церемониал и протокол соблюдаются четко и неукоснительно. Дипломатическое лицо, усаженное на приеме не на соответствующее его рангу место, не по форме одетые дипломаты на официальном приеме, уполномоченные, прибывшие на переговоры с опозданием, неправильно выставленный флаг, не так поданный автомобиль - каждая из этих и многих других, казалось бы, мелочей способна тормозить, охлаждать и ухудшать деловые контакты и переговоры, а иногда и быть воспринятыми как демонстративное проявление своего пренебрежения или превосходства. Попутно замечу, что в некоторых государствах согласно протоколу перевернутый флаг символизирует состояние войны. Так произошло в России, когда в 1877 году по объявлении войны Турции император Александр II перевернул черно-желтый-белый российский флаг белой полосой вверх. Но даже сегодня лидеры и активисты монархического движения, не зная и не задумываясь над этим, зачастую шествуют и собираются на свои митинги под перевернутыми флагами. Другой пример. В XV веке Россия, сбросив с себя наконец-то 300-летнее татаро-монгольское иго, стала выходить на международную политическую арену. Перед русской дипломатией того времени встает трудная задача укрепления своего престижа. И когда русский посол Афанасий Нагой был направлен с дипломатической миссией в Крым, ему строго-настрого было приказано, чтобы он ни в коем случае не допустил, чтобы крымский хан приложил к грамоте так называемый "алый нишан" ("красная печать"). Было велено лучше возвратится в Москву без договора, чем с "алым нишаном". В те времена красный цвет печати свидетельствовал не о равноправии договаривающихся сторон, а о признании зависимости одной стороны от другой. К сожалению, сегодня некоторые руководители, соорудившие себе эффектные красные печати, не знают этой .исторически сложившейся протокольной тонкости. В наш век непредсказуемо развивающихся деловых и коммерческих отношений, в век компьютерной техники и космической связи некоторые нормы протокола могут на первый взгляд показаться архаичными. Но сколь не возрастала бы роль технических средств в жизни человека, они остаются лишь помощниками дипломатии и политики. Хочется, чтобы нормы протокола и этикета стали наконец известны и соблюдаемы людьми, не являющимися государственными мужами. Чтобы любой банкир, бизнесмен, предприниматель, любой гражданин нашей родины знал элементарные правила международного этикета. Чтобы знал, как встречать иностранного гостя, как следовать в машинах, как готовить официальный и неофициальный приемы, как одеваться (и совершенно не обязательно от Вирсачи) по тому или иному случаю, как производить рассадку за столом на официальных приемах, как пользоваться визитными карточками, как строить речь и вести деловую переписку. При этом совершенно необязательно перенимать чуждые нам традиции, манеры, словечки, а тем более делать их своими. Никак нельзя согласиться и следовать советам американских специалистов по этикету, настоятельно рекомендующих, например, все время улыбаться. "Улыбайтесь, - пишет в своей книге "Бизнес-этикет" американка Энн Мэри Сабат, - ваше энергичное поведение демонстрирует вашу уверенность в себе". Вряд ли можно с этим согласиться. Улыбка выражает, как правило, либо удовлетворение, либо сарказм. В исключительных случаях, извините, просто глупость. Не трудно догадаться, что может подумать собеседник о человеке, который постоянно улыбается. Мы вполне справедливо привыкли к тому, что в Америке - все лучше. Да, многое. Техника, предпринимательство, фермерство, армия, социальное обеспечение, отдых. Но то, что касается этических норм, эстетических категорий - в этих вопросах вряд ли стоит равняться на американцев. Ведь культура Штатов по сравнению с русской и европейской очень молода, а следовательно, и не так велика. Свой скромный вклад в сокровищницу мировой культуры Соединенные Штаты стали вносить только с начала XX века. То же самое происходит сегодня в сфере норм моральных и этических, к которым относится этикет. Поэтому американцы, в значительной степени меньше впитавшие в себя как многовековую художественную культуру и практику дипломатии, выработали свой упрощенный стиль протокольного и церемониального существования. Так, современному бизнесмену позволительно быть без пиджака и в подтяжках. Принято первому протягивать руку даме. Можно, что не всегда кстати, прицепить к лацкану пиджака бирку со своим именем. А так уж ли необходимо для удобства держать вилку в правой руке, а в минуту отдыха закидывать ноги на стол? Возможно, это протест делового человека, - дескать, мне так удобнее. Только эстетичнее ли? Да и удобнее ли? Но не будем осуждать и обсуждать наших заокеанских друзей и партнеров. Тем более мы уже договорились: уважать, помнить и соблюдать вековые традиции разных народов. Значит ли это, что, попав в Штаты, сразу следует купить подтяжки, взять вилку в правую руку и задрать ноги на стол? Вариантов два. И да, и нет. Если вы решили следовать американскому этикету, то это нужно сделать сразу же по началу приема или переговоров. В этом случае у ваших собеседников создается впечатление, что вы знаете традиции и обычаи его страны и следуете им. Но никогда не следует подстраиваться под стиль хозяев, спустя некоторое время, а уж тем более под конец визита. Существует хорошее правило: если вы не знаете, как себя вести в том или ином окружении, - выбирайте тот стиль поведения, который более строг. В. Семенов
|