Главная Кротофилин Фото Поэзия Проза жизни Живопись Старьё Кротофилину никто не пишет

Что такое процессии и президиумы

§ 8. Протокольная служба является единственным авторитетом в вопросах церемониала, связанного с присутствием официальных представителей.

Официальное представительство протоколом всегда определяется официальным старшинством. Официальное старшинство определяется главой компании, предприятия, объединения, союза и т.п., стоящей на высшей ступени "иерархической лестницы". Субординация представительства неукоснительно соблюдается при проведении всех церемоний, будь то встречи, прохождения, приемы, рассадки.

§ 9. Официальная процессия организуется обычно в зависимости от имеющегося места для ее проведения. Как правило, число лиц в первом ряду процессии или на трибуне не должно превышать пяти.

§ 10. Если число лиц в первом ряду процессии нечетное, почетным местом является место в центре, а порядок старшинства следующий:

5-3-1-2-4

§ 11. Если число лиц в первом ряду процессии будет четным, то почетным местом является место справа, то есть 4-3-2-1

В обоих случаях первым лицом (1) бывает прибывающий глава представительства. Вторым (2) - глава представительства, встречающий делегацию.

Далее места распределяются в субординационном порядке. При построении, прохождении и рассадке в машинах на схемах, как правило, нечетными номерами обозначаются гости, четными - хозяева. Для того, чтобы согласиться с подобным построением официальных лиц, нужно немного быть знакомым с теорией композиции. Тогда не возникнет сомнений в правильности нашей схемы.

Композиция § 10 с нечетным количеством персонажей считается симметричной, ибо ось симметрии проходит через почетного гостя, который и является центром композиции, сосредоточивающим на себе внимание зрителей.

По закону природы восприятие симметричного объекта начинается с центра. Вспомним, как мы осматриваем, к примеру, памятник классической архитектуры. Сначала наш глаз непроизвольно останавливается на портике с колоннами или на центральной арке здания, затем от центра круг обзора начинает расширяться, причем влево - вправо в номерной последовательности, идущей от второстепенного к более значимому, как и показано на нашей цифровой схеме, пока взгляд не охватит всю композицию и в довершение вновь не возвратится в центр.

Здесь вроде бы все ясно. Но почему же тогда разительно меняется построение при четном количестве персон, когда почетный гость оказывается с краю?

Да потому, что ось симметрии, хотя она и существует, но проходит не через человека (или портик, как в примере с архитектурой), а через пустое место, через промежуток между двумя людьми. Центр композиции как таковой отсутствует, наш глаз дергается влево, вправо, испытывая некий дискомфорт и независимо уже от нашего желания и сознания по законам все той же природы фиксирует объект в поступательном движении слева направо.

Кто-то из читателей может из принципа самоутверждения мне возразить: "А я, вот, смотрю справа налево". Не обманывайте себя и других. Можно заставить себя осматривать объект справа налево (заставили же арабы себя так писать), но все равно непроизвольно последний взгляд вы бросите в соответствии с законом природы.

Основа его берет начало в заложенном в нас движении солнца по небосводу, с востока на запад, слева направо. Иллюстрацией тому служит славянская и латинская письменность. "А как же, - возразите вы мне, - письменность арабская, которая наоборот?" Да, никак. Бог с ней, или, точнее, Аллах с ней, с их письменностью. Все равно мусульмане так же, как и христиане молятся на восток.

Так вот и получается, что при отсутствии центра композиции восприятие идет слева направо и точкой окончания обзора, естественно, является правая оконечность композиции. Причем на нашей схеме восприятие идет еще и от второстепенных персонажей к главному, завершающему композицию.

Поскольку речь у нас зашла о композиционном построении, хочу обратить внимание читателя еще на одну его особенность. Когда композиция строится слева направо, наш взгляд облегчает ее, как будто подгоняет. При обратном построении - наоборот, препятствует. Проведите небольшой эксперимент. Возьмите иллюстрацию известной картины И.Е.Репина "Бурлаки". Оборванные, выбивающиеся из последних сил мужики тянут баржу. Помимо того, что им физически тяжело, мы даем им дополнительное сопротивление своим взглядом. А теперь возьмите зеркало и посмотрите на картину в зеркальном отражении. Абсолютно меняется не только пластика движения персонажей, но и смысл картины. Создается впечатление, что им еще не невесть сколько тянуть свою лямку, а наоборот, тяжкий труд уже закончен и через мгновение они рухнут отдыхать на песчаный берег.

Этот эксперимент вы можете провести и с иллюстрациями других картин. Уверяю, эффект будет совершенно неожиданным. Как неожиданным и противоестественным показалось бы нам движение войск в парадном прохождении по Красной площади не со стороны Александровского сада, а, наоборот, от храма Василия Блаженного.

Этот момент всегда нужно учитывать, когда вы проходите мимо телевизионной камеры, на которую вас снимают. Старайтесь следовать так, чтобы оператор всегда оказывался по ходу движения справа от вас. Правда, есть и еще одна тонкость в организации движения перед объективом. Когда гость прибывает, при его прохождении рекомендуется объектив оставлять справа по движению. Тогда на экране движение будет восприниматься слева направо и по закону композиции, о котором мы говорили выше, взгляд зрителя будет "подгонять" движение и способствовать ускорению прибытия гостя. При отъезде же правильнее будет строить движение наоборот, справа налево. Тогда взгляд будет препятствовать движению, непроизвольно задерживая момент отъезда.

Казалось бы, пустяк, но тонкие дипломаты и политики успешно манипулируют этим приемом визуального восприятия. Прибывая на вынужденную и нежелательную встречу, они специально двигаются перед камерами в обратных ракурсах, выказывая таким образом свою неприязнь к акции, на которую прибывают.

В. Семенов

Проза жизни Практика дипломатического протокола и этикета