Главная Кротофилин Фото Поэзия Проза жизни Живопись Старьё Кротофилину никто не пишет

Формы одежды для лиц участвующих в официальных церемониях, правила протокола

§ 54. Формы одежды для лиц, участвующих в официальных церемониях.

Церемонии от 9 часов утра до 7 часов вечера

Официальные:

  • Форма одежды - фрак, черный жилет;
  • Рубашка - белая крахмальная;
  • Галстук - белый;
  • Воротничок - стоячий;
  • Перчатки - лайковые;
  • Головной убор - цилиндр;
  • Обувь - черная.

Неофициальные:

  • Форма одежды - черная визитка и брюки в полоску;
  • Рубашка - белая;
  • Галстук - серый или черный;
  • Воротничок - отложной;
  • Перчатки - лайковые или белые;
  • Головной убор - цилиндр;
  • Обувь - черная.

Траурные:

  • Форма одежды - черная визитка и брюки в полоску;
  • Рубашка - белая;
  • Галстук - черный;
  • Воротничок - отложной;
  • Перчатки - черные;
  • Головной убор - цилиндр;
  • Обувь - черная.

Церемонии после 7 часов вечера

Официальные:

  • Форма одежды - фрак, белый жилет;
  • Рубашка - белая крахмальная;
  • Галстук - белый;
  • Воротничок - стоячий с загнутыми уголками;
  • Перчатки - белые замшевые;
  • Головной убор - цилиндр;
  • Обувь - черная лакированная.

Неофициальные:

  • Форма одежды - смокинг, черный жилет;
  • Рубашка - крахмальная или мягкая специальная;
  • Галстук - черный галстук бабочка;
  • Воротничок - отложной;
  • Обувь - черная лакированная.

Верхней одеждой на официальных церемониях являлось черное пальто с шелковыми лацканами или черная накидка, шелковый белый шарф.

Верхней одеждой на неофициальных церемониях являлось черное пальто и шелковый белый шарф.

История возникновения парадной формы одежды на официальных и неофициальных приемах интересна и вместе с тем проста. Современным протоколом она унаследована от манеры одеваться русского и западноевропейского дворянства второй половины XIX и начала XX веков.

Из истории и художественной литературы известно, что в светском обществе внешнему виду человека придавалось большое значение. В соответствии со старинной русской поговоркой: "Встречают по одежке, а провожают по уму" - много внимания уделялось костюму. И хотя мода изменялась и развивалась довольно стремительно, основные правила ношения костюма менялись незначительно. Не принято было одеваться слишком модно, и в то же время от моды старались не отставать. Уходит придворный обычай предыдущего столетия одеваться пышно и дорого, выставляя на показ свою роскошь и богатство. Ему на смену приходит манера одеваться значительно более скромная. Нужно было одеваться по моде, но так, чтобы туалет не бросался в глаза, не выделяясь на фоне общей картины приема, бала, театрального зала.

Мужской гардероб приобретает стиль ансамблевости в одежде. Цветовая гамма костюма уже ограничивается двумя цветами, и только галстук мог составить третий цвет. В России с ее более суровой зимой, чем в Европе, появляется обычай одеваться в более светлые или более темные тона, в соответствии со временем года. Утром и днем было принято одеваться в более светлые тона, нежели вечером. В конце века вечерний туалет становится только черным. Этот стиль в парадной одежде сохранился по сей день. Более того, черно-белое цветосочетание в костюме вошло в практику утренних и дневных официальных церемоний. Последнее время и в женских вечерних туалетах стали преобладать черные и темные цвета.

Если говорить о повседневной одежде или, как теперь принято называть, о деловых костюмах, то эта одежда весьма и весьма разнообразна. Общих конкретных рекомендаций нет. Все обусловливается понятием вкуса. К тому же, пропаганда современной моды у нас сейчас находится на должном уровне. Единственное, что хотелось бы посоветовать, - это не обращаться за консультациями непосредственно к продавцам и хозяевам даже престижных магазинов. Почему? Да, потому, что им покупатель безразличен, главное - сбыть товар.

Столетие назад дворянство и просвещенная интеллигенция во всем мире отказалась от ярких цветов в одежде, предпочтя тона более темные и мягкие. В одежде исчезла вычурность и пышность, стал преобладать строгий стиль. Это актуально не только сегодня, но и всегда.

Еще несколько лет назад ни один бизнесмен или предприниматель не мыслил своего гардероба без малинового пиджака. Потом цветовая гамма чуть разнообразилась. Появились зеленые, желтые. И где они? Отошли, и довольно быстро. И произошло это совершенно естественным образом. Яркий цвет будоражит зрительское восприятие, раздражает и утомляет психику. Он приемлем в небольших количествах и в правильных цветосочетаниях. По той же причине отошли и яркие цветастые галстуки, надеваемые к строгому деловому костюму. Откуда-то появилась еще одна мода-однодневка - желтый галстук на синей рубашке, - также противоречащая нормальному цветосочетанию. Вообще, при определении цветовой гаммы вашего костюма, помните известное высказывание, - "только гангстер надевает рубашку темнее костюма, и галстук светлее рубашки".

Женский туалет всегда являлся самым утонченным и изысканным. В XX веке не проходило и десятилетия, чтобы женская мода не обрела новый стиль. Но, как говорится, мода приходит и уходит, а стиль остается. На протяжении всего минувшего столетия мода стремится к упрощению. Так, первая мировая война привнесла в женскую одежду военную форму и другую одежду из грубых тканей. Женский идеал 20- 30-х годов, коими стали Марлен Дитрих и Грета Гарбо, создают эталон своего времени - хорошую подтянутую фигуру. Идеалом женской красоты после второй мировой войны становится Мерлин Монро с ее манерой одеваться в простые и скромные платья, подчеркивающие ее идеальную фигуру.

Идет время, и очередной переворот в женской моде совершают новые дизайнеры Кристиан Диор и Коко Шанель. Диор своей коллекцией пытается доказать, что женщина должна быть похожа на цветок - с тонкой талией и большим бюстом, что, по его мнению, считалось полным воплощением женственности. Шанель же считала, что это не украшает, а уродует женщину, ибо мужчины хотят сделать женщину именно такой, какой они хотят ее видеть. 60-е годы привносят в женскую моду тенденцию хиппи, как одно из проявлений сексуальной революции. Только не правильно было бы подразумевать под стилем хиппи потрепанную и рваную одежду, ассоциатквное восприятие которой сложилось в нашем сознании. Хиппи-тенденция дала мировой женской моде мини-юбку, майку-топ и другую откровенно сексуальную одежду, стиль которой весьма популярен и по сей день.

В 80-х годах в женский гардероб входит деловой или, как его еще называют, офисный стиль в одежде, что обусловлено тем, что женщины начинают активно работать в бизнесе, в коммерции. Непременной одеждой становится костюм - пиджак и юбка, иногда, приемлем становится и брючный костюм. Здесь нужно только помнить о том, что брючный вариант, в отличие от классического, не столь женственен, сколь бы элегантен он ни был. Этот стиль определяется спецификой деятельности. При работе с клиентами, заказчиками, посетителями, - конечно же, юбка; при работе с предметами, сковывающими пластику и вызывающими неудобные телодвижения, - брюки.

В 90-е годы модельерами предпринимается попытка соединить стили исторического максимализма и ультрасовременного минимализма. Сегодня нет строгих устоев в женской моде. Главное - найти свой стиль, который поможет создать свой собственный образ. Найти индивидуальность своей личности. Помнить, куда и для кого вы одеваетесь.

Нельзя забывать, что одежда является еще и одной из коммуникативных функций. Одежда несет информацию о роде занятий человека. Сегодня в гардеробе общества есть полный набор одежды, позволяющий, как в театре, играть самые разные роли - рабочего, начальника, секретаря, врача, официанта, репортера, священника, домашней хозяйки. Для каждой профессии сложился определенный стереотип, который является важным элементом имиджа.

Непременным дополнением является еще и пластика движений, поза, манера двигаться, особенности фигуры, что в свою очередь тоже дополняет сложившийся стереотип. Трудно представить себе тип мощного, недюжей силы кузнеца на месте худощавого и изящного мужчины, работающего физиком, женщину с крупными и крепкими формами, работающую секретарем-референтом, и изысканную хрупкую девушку, укладывающую асфальт. В иерархии духовных лиц, помимо отличительных деталей одежды, всегда ценилась полнота. Чем выше священный сан, тем дороднее должен быть священник. Зачастую недостаток дородности компенсировался поддевкой под одежды специальных толщинок.

В. Семенов

Проза жизни Практика дипломатического протокола и этикета