Стереотипы в одежде, правила этикетаСуществует мнение, что стереотипы создаются для того, чтобы их разрушать. Безусловно, что может быть приятнее и тщеславнее, чем разрушить сложившийся годами, а то и веками, стереотип. Но это, как правило, случай единичный и требующий целеустремленности, знаний и таланта. Вспомните знаменитый американский кинофильм по пьесе Бернарда Шоу "Моя прекрасная леди", где заурядная невзрачная цветочница превращается в блистательную английскую леди. Талантливейший актер Александр Калягин как бы прекрасно ни сыграл роль Дон-Кихота, не смог разрушить стереотип образа благородного идальго. А известный певец Сергей Крылов (не его вина, а авторов киноверсии), как ни старался сыграть Остапа Бен-дера, не смог встать в один ряд с Сергеем Юрским, Арчилом Гомиашвили и Андреем Мироновым. Так стоит ли разрушение сложившегося стереотипа ставить себе самоцелью? Наверное, правильнее будет оставаться типичным, но внести в свой, себе же создаваемый образ, черты индивидуальности. Любой человек должен, а главное, может соответствовать тому месту, которое он занимает. Внешний облик формируется прежде всего, одеждой, ибо мода является языком знаков, невербальной системой коммуникации. Вообще, наша одежда зависит от разных обстоятельств - от места, от времени, от ситуации. Взять, к примеру, землекопа. В какую бы супермодную униформу он бы ни был одет, грязь на его одежде не будет раздражать, как это происходит, когда мы видим бомжа или нищего (хотя у нищих - это тоже свой внешний имидж, чем грязнее и оборваннее, - тем больше должны бы подавать). При виде же официантки, пусть даже и аккуратненько одетой, но с облупившимися и нечистыми ногтями, - сразу появляется желание пересесть за другой столик. Это, определенный стереотип, который присутствует в сознании и отклонение от которого беспокоит и раздражает. Не случайно, что процесс выздоровления больных гораздо ускоряется у врачей, которые одеваются модно и элегантно. Фермеры, особенно состоятельные, работают сами и одевают своих помощников в свою фирменную спецодежду. Но как нелепо выглядит этот человек в своем идеально чистом, отутюженном и чуть ли в не накрахмаленном комбинезоне, пусть даже на профессиональной, но все же выставке или ярмарке. В одежде необходимо учитывать не только возраст, но и конституцию телосложения. Одетая в майку-топ и шортики, десятилетняя девочка будет целомудренна и мила, двадцатилетняя девушка - весьма эротична, а женщина пятидесяти лет будет выглядеть довольно нелепо. Но, представьте себе, что девочка может быть чрезмерно полна, девушка излишне худощава, а женщина в возрасте иметь идеальную фигуру. Акценты в восприятии диаметрально противоположно меняются. Недопустима в одежде и эклектика. Цивильный пиджак в сочетании с джинсами; пусть даже очень дорогостоящая, спортивная куртка, - но с рубашкой и галстуком; костюм "тройка", - но с сумкой на ремне через плечо. Ну, и классический пример, - традиционная одежда "хачиков" на всех российских рынках: кожаная куртка, спортивные брюки, модельные туфли, пыжиковая шапка. Очень эклектично одели своего Остапа Бендера авторы романа "Двенадцать стульев" и "Золотой теленок". Здесь и шарф, обвязанный вокруг шеи, поверх пиджака, и белая капитанская фуражка, и апельсинового цвета штиблеты, "носков под штиблетами не было". Тем не менее у читателя это не вызывает никакого недоумения. Более того. Такая одежка героя романа даже симпатична. А попробуйте вы так вырядиться. Вас засмеют. Так мог одеться только Бендер. И никак иначе. Это его внешний имидж (правда, тогда слова такого не знали) с его авантюризмом и непредсказуемостью, умом и хитростью, дерзостью и юмором. А вообще, чтобы избежать ошибок в подборе гардероба, и чтобы внешний вид способствовал вашему продвижению по служебной лестнице, следуйте словам афоризма: "Одевайтесь так, как требует место, на которое вы претендуете, а не так, как того требует место, которое у вас уже есть". Сегодня ведущие модельеры и консультанты по имиджу независимо друг от друга сходятся в одном мнении. Облик делового человека должен больше демонстрировать качество одежды, нежели ее количество. Достаточно иметь два хорошо пошитых костюма и большое количество рубашек и галстуков, которые помогут разнообразить внешний вид. Предлагается два цвета - синий и серый, темных оттенков или более светлых. Последнее время равноправное место начинает занимать и цвет коричневый. Костюм должен быть из шерсти. Рубашки - хлопчатобумажные, подходящие к костюму по тону, белые или голубые. Предпочтительнее однотонные, нежели с рисунком, хотя допускается тонкая полоска или мелкая клетка. Хорошо смотрятся контрастирующие воротники и манжеты. Дурным тоном считается надевать на деловую встречу рубашку с коротким рукавом. Это считается символом низшего социального слоя среднего класса. Галстуки наиболее предпочтительны шелковые, лучше одноцветные или с тонким повторяющимся рисунком. Завязывается галстук так, чтобы его конец доходил до пояса брюк или был чуть ниже. Вне зависимости от моды - узкий ли галстук, широкий, большой узел или тонкий. Немаловажна такая деталь, как носки. Цвет их обязателен в тон костюма. Длинна такова, чтобы при сидении, особенно закинув ногу на ногу, из-под брюк не виднелись голые ноги, тем более белье у тех, кто его носит. Обувь - полуботинки традиционной формы, современной модели, лучше на шнурках. Цвет черный или коричневый, но предлагается еще один цвет, подходящий к костюму любого оттенка - это глубокий темно-бордовый цвет. Дамам трудно что-либо советовать или давать установки, но необходимо помнить, что женщина должна выглядеть профессионально, по-деловому и аккуратно. Не следует одеваться слишком броско и пышно. Нельзя выглядеть на работе сексуально, хотя молодым стройным женщинам позволяется некоторая импозантность. Не принято пользоваться чрезмерной косметикой, а длина волос в прическе не должна быть ниже плеч. Костюм должен быть из шерсти или ее подобия. Специалисты по имиджу утверждают, что женщинам более властным следует носить костюмы темных тонов. Для создания имиджа не слишком властного человека, надеваются костюмы средней цветовой насыщенности. Светлые тона костюма соответственно избавляют женщину от необходимости демонстрировать самый минимум власти. Блузки должны выглядеть дорогими. Кутюрье XXI века настойчиво освобождают молодую женщину от необходимости надевать под костюм блузку. В этом случае обязателен пересмотр покроя пиджака. Престиж и имидж женщины, как ничто другое, поднимут самого высокого качества аксессуары, которые только можно себе позволить. Говоря о вечерних туалетах, необходимо помнить, что модели, представляемые в коллекциях современных кутюрье, преследуют цель не тиражировать или копировать их. Нет. Они не демонстрируют, как и во что нужно одеваться на прием, в точности повторяя ту или иную модель. Они определяют именно стиль в одежде. Дальше - дело фантазии, вкуса, цвета. Хотя плотно облегающее или изящно драпирующее фигуру длинное платье темных тонов по-прежнему превалирует в вечернем туалете женщины. Как правило, вечернее платье женщины - декольтированное. Возникает пикантный вопрос, насколько же платье должно быть открыто? Существуют ли какие-либо нормы и правила? Существуют. Они определяются старой французской поговоркой. Чем нормальная женщина отличается от женщины настоящей? - Тем, что нормальная женщина умеет скрывать свои недостатки, а настоящая женщина умеет свои недостатки сделать своими достоинствами. В. Семенов
|