Математика злаС отвагой в сердце риньтесь в бой, крича: "Господь за Гарри и святой Георг!" Соперничество между факультетами Хогвартса началось вскоре после основания школы более тысячи лет назад. В то время люди еще боялись колдовства и преследовали его сторонников. В связи с этим замок был построен вдали от любопытных глаз маглов величайшими волшебниками и ведьмами всех времен. Сегодня четверо основателей школы увековечены в именах факультетов Хогвартса: Гриффиндор (в честь Годрика Гриффиндора), Рэйвенкло (в честь Ровена Рэйвенкло), Хаффлпаф (в честь Хельги Хаффлпаф) и Слизерин (в честь Салазара Слизерина). У каждого из факультетов есть свои отличительные черты, если верить Распределяющей шляпе. Ученики, попавшие в Гриффиндор, в том числе Гарри Поттер и юный Альбус Дамблдор, смелы и отважны. Члены Хаффлпафа преданны и трудолюбивы, а те, кто оказался в Рэйвенкло, - мудры и сообразительны. Разумеется, остаются еще ученики Слизерина, которые коварны, амбициозны и жаждут власти. Слизерин подарил миру больше черных ведьм и колдунов, чем любой другой факультет. Среди них - семья Малфоев и профессор Северус Снейп, глава факультета Слизерин (описанный Роулинг в весьма нелестном свете, поскольку, по ее словам, в школе она ненавидела химию). Без сомнений, самый значительный выпускник факультета Слизерин - это злейший враг Гарри, Тот-чье-имя-нельзя-называть, лорд Волдеморт, самый злой колдун в мире. Сегодня математика предлагает интересный подход к соперничеству, сотрудничеству и вражде между факультетами Хогвартса. Происхождение этой вражды старо как мир. Салазар Слизерин, который считал, что к изучению магии можно допускать только чистокровных волшебников, а маглов нужно держать подальше, хотел ужесточить отбор в ряды учеников Хогвартса. Эта дискриминация многим не понравилась, в первую очередь Годрику Гриффиндору. Из-за этих разногласий Слизерин покинул Хогвартс (хотя он успел создать Тайную комнату, которая могла изгнать из школы тех, кто, по его мнению, был недостоин изучать магию). Среди волшебников и ведьм существовала неформальная иерархия, основанная на их родословной, и Дж. К. Роулинг описывает возникающие в связи с этим конфликты между толерантным большинством и меньшинством, которое не выносит "грязнокровок". Этим оскорбительным словом называли всех рожденных в мире маглов. Отец Волдеморта был маглом. Однако в его жилах течет кровь самого Салазара Слизерина со стороны матери, и он страстно ненавидит маглов. Ради этого он отказался от "грязного" маглского имени Том Марволо Риддл, поскольку его отец бросил его мать. И он вовсе не одинок в своих взглядах. Семья Малфоев всегда гордилась чистотой своего происхождения и считала всех потомков маглов, например Гермиону Грэйнджер, "низшим, вторым классом". Борьба за власть в обществе, например между толерантными и нетолерантными, между командами квидди-ча, факультетами Хогвартса или игроками в шахматы, теперь может быть смоделирована на компьютере благодаря математико-аналитическим играм, разработанным пионером компьютерной науки Джоном фон Нейманом и экономистом Оскаром Моргенштерном в 1920- 30-х годах. Теория игр анализирует успешные стратегии, когда желаемый результат неизвестен и, что крайне важно, зависит от поведения других участников игры. Эта теория позволяет оценить риски и выгоды каждой стратегии при игре в войну, экономику или выживание среди корыстных эгоистов. Она объясняет кажущийся парадокс того, что люди в обществе, будь то общество маглов или школа Хогвартс, приходят к сотрудничеству, когда все склоняются к "поискам лучшего", а "природа демонстрирует зубы и когти", - парадокс, который не давал покоя еще самому Чарльзу Дарвину. Экономисты обожают теорию игр, поскольку она математически объясняет, почему невидимая рука, придуманная апологетом свободного рынка Адамом Смитом, очевидно, не создает коллективные блага. Джон Нэш, один из первопроходцев в этой области, обозначил различия между кооперативными играми, в которых существуют обязательные соглашения, и некоалиционными играми, где никакая сторонняя сила не может повлиять на набор предустановленных правил. Позже он обнаружил, что если ожидания всех игроков удовлетворены, они не захотят менять стратегию, поскольку это может лишь ухудшить их позиции. В результате достигается равновесие, которое называется "равновесие Нэша" - открытие, за которое он получил Нобелевскую премию. Эта работа проливает свет на принятие решений на конкурентных рынках, макроэкономические теории экономической политики, экономику ресурсов и окружающей среды, теории внешней торговли, экономику информации и т. д. Политологи тоже любят теорию игр, поскольку она показывает, как "рациональные" личные интересы могут пойти во вред многим людям. В 1970-х теория игр проникла еще дальше - в биологию. Посмотрим, что она скажет насчет Хогвартса. Роджер Хайфилд Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство
|