Величайший волшебникВсе это театральный балаган, В котором светит солнце вместо ламп, и где мы призраками бродим тут и там. Маги нашего мира, которые купаются в лучах неоновых огней Лас-Вегаса, на каждом своем выступлении показывают совершенно невероятные вещи. Вместе с тем между аудиторией и магом существует некоторая негласная договоренность: все понимают, что в его выступлении нет ничего сверхъестественного. В отличие от событий, происходящих в дрожащих языках пламени парящих свечей Хогвартса, в Вегасе настоящей магией и не пахнет. Вот почему мы обычно называем трюки маг-ловских магов иллюзиями, фокусами или просто ловкостью рук. Достопочтенную публику в Вегасе развлекают самыми разными трюками, среди них: появление кролика из шляпы; исчезновение золотой монеты; появление в заколдованном ящике вместо очаровательной ассистентки самого мага; изменение цвета карточной колоды; прохождение сквозь твердые объекты и соединение цельных колец в цепочку; восстановление сломанных предметов; демонстрация удивительных способностей памяти; превращение ассистентки в леопарда; перемещение объектов силой мысли (телекинез); трюки с экстрасенсорным восприятием (например, чтение мыслей человека из аудитории) или удивительные высвобождения из ловушек вроде тех, которые в свое время демонстрировал Гарри Гудини. Существует много рациональных объяснений таких чудес. В конечном счете большинство из них основано на использовании специального задымления или системы зеркал. Никто не требует, чтобы маг общался с миром духов, использовал колдовские умения или зачаровывал предметы. Словно чтобы подчеркнуть, что сценическая магия никоим образом не нарушает законов природы, некоторые профессиональные маги, особенно "Удивительный" Джеймс Рэнди, жестко критикуют тех, кто заявляет, будто они подчинили себе сверхъестественные силы или обладают особыми психическими способностями. Таинственное появление кролика подразумевает, что зверек находился в шляпе все время, но не был виден либо его туда незаметно подложили. Исчезновение объектов осуществляется обратным способом. Комбинация этих методов используется в трюках с перемещением или трансформацией. При "телекинезе", скорее всего, предметами манипулируют с помощью невидимых нитей или используют оптические иллюзии. Экстрасенсорное восприятие демонстрируется с помощью самых разных приемов; например, маг угадывает произвольно выбранную зрителем карту, используя колоду одинаковых карт, или манипулирует каким-либо человеком в зале, или читает секретные слова, записанные одним из зрителей. Практически всегда даже самый простой салонный фокус строится на искусном обмане нашего восприятия окружающего мира и основан на использовании особенностей запоминания и акцентирования внимания нашим мозгом. Маглы обладают выдающейся способностью обманываться (вспомните Вернона и Петунию, которые считают своего сына Дадли идеальным ребенком). Маги с успехом используют это свойство маглов, гарантирующее, что их трюки не будут очевидны для обывателя, - так считает Ричард Уайзмен из Хертфордширского университета, психолог, проводивший исследования в этой области и сам являющийся членом Магического Круга, высшего магического общества. Даже если маг объяснил вам, как выполняется тот или иной фокус (чего он делать не будет), многие, если не все маги не особо утруждают себя попытками понять, как работают эти методы обмана. Уайзмен считает, что исследование сценической магии способно помочь ученым глубже понять принципы работы нашего мозга и, в свою очередь, помочь в создании новых трюков. Главное умение сценических магов заключается в понимании того, как нужно отвлекать внимание. Они могут заставить аудиторию смотреть в определенном направлении, чтобы, например, успеть спрятать кролика в шляпе. Существуют самые разные научные гипотезы того, каким образом мозг акцентирует наше внимание на определенных вещах. Некоторые ученые, например Фрэнсис Крик, считают, что вниманием управляет специальный центр, расположенный в таламусе, воротах к коре головного мозга. Другие, например Семир Зеки из Университетского колледжа Лондона, утверждают, что такой специальной зоны в мозге нет, а в фокусе внимания оказывается наиболее активный мозговой центр, например тот, который "заметил" волшебную палочку, указывающую в вашу сторону. Маги, показывающие свои фокусы близко к зрителям, например фокусы с монетами или карточные трюки, пожалуй, самые выдающиеся мастера своего дела, потому что близость к наблюдателям только усиливает эффект, оказываемый магией на них. Когда-то считалось, что секрет ловкости рук состоит лишь в скорости движений. Однако оказалось, что маги не стремятся к тому, чтобы скорость рук была выше скорости реакции глаза, напротив, ловкость рук - это использование медленных и завуалированных движений. Чтобы отвлечь внимание и одурачить восприятие зрителей, маг делает ставку на необычность движений, контраст, язык тела, голос и взгляд. Он знает: чтобы заставить аудиторию смотреть на предмет, сначала он сам должен пристально вглядываться в него. Точно так же, смотря на аудиторию, он может быть уверен, что аудитория смотрит на него. Маг также знает, что хорошее представление должно иметь свой ритм, когда внимание зрителей сначала акцентируется на чем-либо, а потом расслабляется. Помимо прочего, он использует знание того, как можно обмануть сам мозг, если нельзя обмануть взгляд. В этом и состоит главный секрет магии. Спрятанные лазейки, невидимые нити и ловкость рук и раньше обсуждались тысячи раз, так же как и разнообразные технические приемы, используемые в телевизионной магии. Я не собираюсь повторять это снова. В конце концов, магловские маги обычно сильно расстраиваются, когда раскрывают секреты их сложного и затейливого мастерства. Ричард Уайзмен, как и другие члены Магического Круга, поклялся хранить свои тайны. Поэтому в основном я бы хотел остановиться на скрытом помощнике всех магов, на тайном колдуне, повелителе пространственных и временных иллюзий. Этот величайший из всех магов весит около килограмма, размером с небольшой кочан капусты, имеет плотность плода авокадо и расположен прямо между вашими ушами. Его часто называют самой сложной вещью во Вселенной, и он обладает удивительной способностью конструировать наше представление об окружающем мире - нашу мысленную реальность. Это, как мы выясним, совсем не то же самое, что реальность физическая. К нему поступают крошечные, искаженные, перевернутые картинки от наших глаз, а он преобразует их в активность нервных клеток, которая формирует наше представление об окружающем мире, основанное на восприятии. Даже в то время, как вы читаете эти строки, он играет в свои игры, искажая ваше представление о времени и пространстве. Он дурачит вас каждую минуту каждого часа каждого дня каждой недели. Вы можете думать, будто сумеете отличить магию от обычного обмана. Подумайте еще раз. Начиная с работ в области гештальтпсихологии в начале XX века появилось множество свидетельств того, что мысленная реальность на самом деле не имеет ничего общего с реальным миром. Доказательства этого прямо здесь, перед вашими глазами, - нужно лишь знать, куда смотреть. Если перифразировать Артура Уизли, кажется, будто мы готовы выдумать что угодно, лишь бы игнорировать эту магию, даже когда смотрим на нее в упор. Если вы однажды видели этого мага в действии, все умения величайших магловских иллюзионистов уже не покажутся вам такими удивительными. Роджер Хайфилд Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство
|