Мы не так много замечаем...Мы беззащитны перед искусством мага направлять наше внимание на то, что он хочет, чтобы мы замечали. Действительно, ведь мы воспринимаем лишь малую часть из того, что происходит в поле нашего зрения. Поразительное отсутствие внимания было ярко продемонстрировано в эксперименте Дэниела Саймонса из Гарвардского университета и Дэниела Левина из Кентского университета в Огайо, который раскрывает удивительную способность нашего разума обманываться. Людей в студгородке останавливал незнакомый человек и спрашивал, как пройти куда-либо. Во время разговора между незнакомцем и участвующим в эксперименте проходили двое человек, несущие деревянную дверь. Затем участника спрашивали, заметил ли он какие-либо изменения после того, как мимо пронесли дверь. Половина тестируемых не заметила, как незнакомого человека, спрашивающего дорогу, заменили на другого, с другим ростом, другой комплекции, с короткой стрижкой другого фасона и с отличающейся речью. Кроме того, на нем была другая одежда. Несмотря на то что участвующие в эксперименте перед подменой разговаривали с незнакомцем целую минуту, половина из них после пронесенной мимо двери не заметили ничего особенного и завершили разговор уже с другим человеком. Это явление, которое психологи называют "слепотой невнимательности", подчеркивает, что мы видим гораздо меньше, чем нам кажется. Мозг, по-видимому, извлекает ключевые значимые детали и заполняет оставшиеся пробелы из памяти, чтобы освободить ценные "вычислительные" мощности для других нервных процессов. Чтобы описать мир, разум действует, как художник: он определяет важные свойства изображения и отбрасывает избыточную информацию. В совместном эксперименте с Кристофером Чабрисом Саймоне воспроизвел видеозапись баскетбольной игры и попросил участников подсчитать количество пасов, сделанных одной из команд. Около 50% не заметили женщину, одетую в костюм гориллы, которая медленно шла в кадре в течение пяти секунд, даже несмотря на то, что эта мохнатая незваная гостья буквально лавировала между игроками. Однако, если участников просили просто просмотреть пленку, они с легкостью замечали гориллу. Некоторые из них даже отказывались верить, что оба раза смотрели одну и ту же пленку, и считали, что это были разные версии записи, одну из которых смонтировали так, чтобы на ней оказалась обезьяна. Ричард Уайзмен недавно повторил этот эксперимент перед живой аудиторией в Лондоне (в рамках своего представления "Театр науки", проведенного с Саймоном Сингхом) и выяснил, что только 10% примерно из 400 зрителей заметили гориллу. По-видимому, при нашем зрительном восприятии окружающего мира во многих ситуациях мы воспринимаем лишь небольшое число новых фактов, добавляем их к хранящимся в памяти образам и представлениям и составляем цельную картину, в которой невозможно отделить то, что было на самом деле, от того, что является нашими воспоминаниями. Учитывая, что в любой момент времени мы видим, мягко говоря, неполную картину мира, нет ничего удивительного в том, что сценическая магия процветает. Роджер Хайфилд Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство
|