Воспоминания - не то, чем они кажутсяЗаклятия забвения используются Министерством магии в его борьбе по сокрытию мира магии от маглов. На самом деле этот тип колдовства настолько обыденный, что им занимаются обычные забвениаторы. Тем не менее многочисленные исследования показывают, что такая профессия вряд ли может быть особенно востребованной, учитывая непостоянство и творческую природу магловской памяти. У нас далеко не абсолютная память. Это мнение подтверждается снова и снова, начиная с первых серьезных исследований, проведенных более века назад Германом Эббингаузом, немецким психологом-экспериментатором, который в 1885 году опубликовал пионерскую работу в этой области под названием "Память: подход экспериментальной психологии" и ввел представление о "кривой забывания", в соответствии с которой в течение часа после изучения чего-либо более половины новой информации забывается. Если учесть, что основу нашей личности составляет память, то можно ли быть уверенным в том, кто мы есть, если мы не можем полагаться на то, что мы помним? Свидетели, видевшие картину преступления, не могут дать достоверное описание подозреваемого на основе мимолетного взгляда. Как правило, люди вспоминают, что выбритый мужчина был якобы с усами, человек с прямыми волосами был кудрявым и т. д. В свою очередь, с помощью гипноза можно создавать ложные воспоминания. Полустершиеся воспоминания могут легко быть искажены. Высказав простое предположение, некоторых людей можно заставить считать, что они родились левшами, были потеряны в младенческом возрасте, пролили пунш на свадьбе или разбили окно. Телевизионные сюжеты, показывающие ностальгические детские картины, также могут создавать воспоминания: в одном исследовании взрослые "вспоминали", как в своем детстве пили имбирный эль "Стюарт" из бутылок, хотя бутылки стали выпускать только спустя десяток лет, а до этого была только газированная вода из стаканов. "Воображение отделено от памяти лишь тонким покрывалом", - говорит Элизабет Лофтус, эксперт в этой области. В ходе одного из своих исследовательских проектов она, вместе с Джеки Пикрел из Вашингтонского университета в Сиэтле, изучала одну из разновидностей синдрома ложной памяти у 120 покупателей. Исследователи продемонстрировали податливость памяти с помощью поддельных реклам, в которых посетители Диснейленда встречали Баггза Банни. Поклонники мульти-ков, разумеется, знают, что мистер Банни никогда не был персонажем диснеевских мультфильмов, что он "актер" студии Warner Bros. И он никогда не появлялся вместе с кем-либо из диснеевских героев. Тем не менее значительное число людей живо описывали это волшебное воспоминание. Почти каждый третий из участников эксперимента, которым показывали эту рекламу, позже говорил, что вспомнил или даже и не забывал, как встречал Баггза Банни в таком сомнительном месте. "Самое пугающее в этом то, насколько просто оказывается создать ложные воспоминания, - подчеркивает Пикрел. - Ложные воспоминания могут появиться не только у людей, которым это внушил врач на приеме, или у тех, кто получил моральную травму и чья память была искажена. Память крайне уязвима и податлива. Люди не всегда четко представляют, что они делают. Это исследование продемонстрировало силу влияния тончайших ассоциативных изменений на память". В другом исследовании Лофтус изучала, каким образом на формирование наших воспоминаний воздействует различное информационное окружение, будь то отношение церкви к колдовству или популярные голливудские блокбастеры с оккультными сюжетами. Она отмечает, что число людей, заявляющих, будто они одержимы демонами, возрастает, когда на экранах идут фильмы или телевизионные передачи об экзорцизме. Публикация в 1971 году книги "Изгоняющий дьявола" и выход одноименного фильма в конце 1973 года породили мини-эпидемию одержимости. "Такие фильмы об экзорцизме оказывают сильнейшее влияние на огромное число зрителей, а в их поведении появляются признаки истерии", - говорит Лофтус, которая вместе с Джулианной Мадзони и Ирвином Киршем проводила исследование того, как можно искусственно вызвать воспоминания о "невероятных автобиографических событиях". Это исследование 200 студентов показало, как довольно значительную часть тех, кто ранее заявлял о том, что одержимость дьяволом вряд ли существует, впоследствии удалось убедить в обратном. Исследователи в несколько простых этапов искажали память людей, чтобы заронить в них мысль о том, что они могли быть свидетелями одержимости в детстве: сначала субъектам давали читать газетные статьи об одержимости, где говорилось, что это явление гораздо более распространено, чем принято считать; затем их просили перечислить свои страхи, наконец участникам сообщалось, что причина этих страхов в том, что в детстве они стали свидетелями одержимости. "Мы увидели первые шаги на пути к возникновению ложной памяти, - говорит Лофтус. - Нет единства мнений по вопросу о том, можно ли искусственно создать воспоминания о каких-либо маловероятных событиях. Мы все люди, и у каждого из нас могут формироваться воспоминания о вещах, которые происходили с кем-то другим. Для этого иногда достаточно просто получить правдоподобную информацию. Становится понятно, почему люди, которые смотрят шоу Опры Уинфри или посещают сеансы групповой психотерапии, часто считают, что обсуждаемые там вещи случались и с ними. Люди заимствуют воспоминания у других, перенимая их в качестве собственного опыта. Это часть обычного процесса запоминания". Исследование Лофтус напоминает о том, что психоаналитики должны быть крайне осторожными, когда помогают пациентам восстановить "забытые" воспоминания о событиях, травмировавших их психику в детстве. Тонкий намек или подталкивание к более глубокому анализу вполне могут создать ложные воспоминания о похищении инопланетянами, или о серьезной травме в прошлой жизни, или о наблюдении за сатанистским ритуалом. Действительно, на сегодняшней волне поттеромании вполне разумно ожидать, что число людей, видевших ведьм или колдунов, может вырасти во много раз. Роджер Хайфилд Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство
|