Оборотни, профессор Люпин и другие гибридыТролли - это только один из примеров того, как факты становятся мифами. Многие монстры, с которыми встречался Гарри, живут в сознании человека тысячелетия. Возьмем для примера профессора Ремуса Люпина, оборотня. Археологи и антропологи сегодня считают, что наши представления о полулюдях-полуживотных уходят далеко к корням человечества, к первым действительно современным людям, жившим около 50 тысяч лет назад в Африке. Свидетельства этой древней увлеченности чудовищами были обнаружены в ходе изучения наскальной живописи в Европе, Африке и Австралии. Исследование Кристофера Чиппендейла из Кембриджского университета и Пола Такона из Австралийского музея в Сиднее показало, что у всех этих образцов искусства есть один общий признак - присутствие изображений гибридов людей и животных. Они изучали самые значительные образцы доисторического изобразительного искусства, начиная от наскальных изображений на каменных склонах Северной Австралии до рисунков на каменных пластах в Южной Африке, в пещерах Франции и Испании. Как правило, там изображались существа, на которых обычно охотились. Например, в пещере Шове недалеко от ущелья Ардеш во Франции на рисунках, которым более 30 тысяч лет, изображены атакующие носороги и лошади, стоящие на задних ногах. Однако Такон и Чиппендейл обнаружили только одну общую черту среди примерно пяти тысяч рисунков каменного века с разных континентов: 1% всех рисунков составляют изображения териантропов, зооморфов или антропозооморфов, то есть гибридов людей и животных, составных существ. Эти картины могут показаться сошедшими со страниц книги "Современные превращения", которая есть у Гарри Поттера. В Германии была найдена статуя человека с головой кошки, возраст которой составляет около 32 тысяч лет. Человек с головой бизона и причудливое создание с чертами человека, оленя, лошади и кошки смотрит на нас с камней пещеры Трех Братьев во Франции. В Австралии на картинах, сделанных красными, оранжевыми и желтыми минеральными красками, изображены люди в перьях, с птичьими головами и конусообразными головами, похожими на морды ящериц. Найдены также изображения мужчин с головами летучих мышей или кенгуру и рисунки на древесной коре, изображающие людей, похожих на русалок. Поскольку гибриды животного и человека присутствуют в самых древних сохранившихся формах метафорического искусства, исследователи полагают, что как только древний человек стал современным, то он начал воображать себе гибридов и запечатлевать их. Учитывая образ мысли древних, которые жили рядом с животными и зависели от них в своей борьбе за выживание, можно подойти к пониманию того, как возникали подобные верования. Вера в человекочудищ "является базовой для человеческой психики", частью того, что делает нас людьми, говорят Такон и Чиппендейл. Эти химеры подчеркивают нашу тесную связь с миром животных, рядом с которым мы эволюционировали и который давал нам пищу и теплую одежду. Они намекают на дарвиновское понимание нашего эволюционного происхождения. Они также подчеркивают хрупкость и силу человека. Человек, изображенный в виде медведя, в древности повсеместно является эквивалентом супермена с огромной физической силой. В других гибридах отражается наше желание летать, как птицы, или стремительно нестись по земле, как лошади. Существа, слепленные из двух, вроде женщины с головой кошки, также могут символизировать ключевые изменения в жизни древнего человека, отмечая наступление определенных вех в социальном статусе отдельных лиц, например переход из детства в юношество или превращение девочки в жену, а мальчика в мужа. Они могут маркировать важные изменения в культуре, например прибытие чужаков или изобретение какой-либо мощной технологии. Они могут даже отмечать изменения в окружающей среде. Например, в Австралии повышение уровня моря в конце прошлого ледникового периода совпало с резким подъемом в наскальной живописи. Самое глубокое объяснение - такие гибриды могут отражать переход между реальным и другими мирами. Они выражают представление, что жизнь - это нечто большее, чем просто окружающая нас материальная действительность. Другие миры многочисленны, от небес с преисподней до далеких областей, населенных привидениями, богами, мифическими существами и тем, что Чиппендейл называет "духами предков, таинственными, могучими и опасными". По-видимому, это могут быть те же альтернативные измерения, куда попадают люди под воздействием наркотиков, в ходе исполнения ритуалов или в состоянии транса. Специалисты по нейрологии могут добавить, что представление о гибридах немного приоткрывает завесу над тем, как наш мозг структурирует информацию о живых существах. Яркая иллюстрация - случай с Филипом, у которого случилось сильное повреждение височной доли большого мозга в результате автомобильной катастрофы. Бывший студент-проектировщик страдает от зрительной агнозии, которая не позволяет ему узнавать лица, даже лица своих партнеров по работе и собственной дочери. Он смотрит на овцу, оленя или даже на медведя и думает, что видит фантастическое существо, говорит Роз Маккар-ти, нейропсихолог из Кембриджского университета, изучающая болезнь Филипа. Как будто бы на Филипа было наложено заклятие забвения. И в то же время он считает, что коллаж, составленный из фотографий частей кролика и слона, - это "слолик", реально существующее животное. И хотя изображения странных гибридов, химер, кентавров и драконов вряд ли являются плодом деятельности людей с агнозией, они действительно отражают то, как наш мозг запоминает информацию о природных формах, объектах и прочих структурах. Роджер Хайфилд Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство
|