Грифоны и драконыВ эпоху Античности, по мере того как люди пытались дать рациональное объяснение вещам странным, необычным и явно чуждым окружающему миру, появились и другие монстры. Согласно исследованиям независимого ученого Адриены Майор, греки и римляне не только знали о существовании окаменелостей вымерших животных, но и старались дать адекватное объяснение этим загадочным останкам живых существ. Действительно, они так упорно пытались объяснить эти вещи, что многие мифические животные, с которыми знаком Гарри Поттер, на самом деле могут быть результатом попыток древних людей привыкнуть к существованию окаменелых костей, погребенных в осадочных породах. История грифона, легендарной расы четырехлапых птиц с клювом и крыльями орла и лапами льва, - это один из самых ярких примеров того, как одна палеонтологическая находка повлияла на классическое искусство и литературу. Это влияние ощущается и сегодня. Грифон появляется даже в названии дома Гарри, ведь Гриффиндор означает буквально "золотой грифон" (griffin d'or), что напоминает о древних представлениях о связи этого животного с золотом. Конькур, гиппогриф, который сбежал с Сириусом Блэком, является средневековой версией классического грифона, добавляет Майор. Легенда о грифонах берет начало от скифских кочевников, которые в первой четверти VII века до нашей эры встретились греческому путешественнику Аристеасу у подножий Алтайских гор и рассказали ему о диких местах к востоку, где свирепые существа охраняют груды золота. Аристеас включил этих грифонов (от греческого слова grups "крючковатый") в рассказ, в котором люди на лошадях бились с такими животными за золотые поля. В более поздних повествованиях грифоны охраняли свои гнезда и потомство от золотоискателей. Майор отмечает, что в те времена грифонов не считали потомками богов, жившими в мифическом прошлом, - грифоны жили в настоящем. Впоследствии они стали обычным образом в античном искусстве и архитектуре, и их можно увидеть до сих пор. В кабинете Дамблдора есть даже медный дверной молоток в форме грифона. В своих поисках грифонов Майор сделала целый ряд любопытных находок на территории от восточного побережья Черного моря до золотых полей Гиндукуша, Алтая и пустыни Гоби. В дрейфующих песках пустыни она нашла архетипического предка грифона, и им оказался не кто иной, как динозавр протоцератопс. В своей книге "Первые охотники за окаменелостями" она приходит к выводу, что вся легенда о грифонах в конечном счете основана на этих останках, рассыпанных по пустыне. Протоцератопс, травоядный ящер в два с половиной метра высотой, - это самый распространенный динозавр, чьи окаменелости находят в пустыне Гоби. Его останки, выбеленные временем кости, очень легко обнаружить на красном песке пустыни. По внешнему виду эти окаменелости полностью соответствуют образу из легенды: клюв животного; его размер; примеры гнезд; соседство с залежами золота (именно скифские золотоискатели и рассказали о нем); его роговой затылочный воротник, который мог отламываться от остального остова, оставляя то, что сильно похоже на уши; удлиненные плечевые пластины, которые можно принять за крылья. В давние времена люди боялись пустыни Гоби. Ее пески наполнены мертвыми, начиная от скелетов лошадей и заканчивая останками их седоков. В XIII веке китайцы опасливо называли это место "полями белых костей". Когда ветры размывали пески дюн, появлялся вероятный виновник всех этих смертей, эрозия оставляла его окаменелые останки лежать открытыми на поверхности. Для любого увидевшего останки протоцератопса было совершенно очевидно, кто является зловещим охранником пустыни. Учитывая, насколько прочно эта легенда вошла в нашу культуру, несмотря на то что очень немногие люди действительно сами видели останки, интересно узнать, какие еще существа из мифов на самом деле являются образами, вдохновленными окаменелостями. Майор говорит, очень многие. Греческие мифы наполнены героями и великанами. Они родились из наблюдений людей, в античные времена сталкивавшихся с удивительными окаменелыми останками гигантских существ, когда-то ходивших по земле. Антрополог Стюарт Гатри из Фордхэмского университета говорит, что человеку присуще стремление к антропоморфизации объектов. Когда огромные кости извлекались на поверхность земли плугами римских крестьян, что происходило довольно часто, то, по словам Вергилия, их часто считали останками древних воинов. Окаменелые скелеты гигантских жирафов, мастодонтов, мамонтов и других вымерших чудищ заполнили воображение античных римлян и греков, которые страстно желали обнаружить свидетельства древних великанов и чудовищ. Эти загадочные кости становились сокровищами, они выставлялись на обозрение в храмах и других общественных местах. Император Август (63 г. до н. э. -14 г. н. э.) даже основал первый в мире палеонтологический музей в своем дворце на острове Капри. Его биограф Свето-ний писал, что там хранились кости великанов и оружие древних воинов. Древние нисколько бы не удивились, встретившись с кем-то размером с Хагрида. Средний рост людей тех времен был примерно 160 сантиметров, а древние герои казались по крайней мере в три раза выше, и это далеко не простое совпадение, что бедро мамонта точно в три раза длиннее бедренной кости человека. Плиний Старший отмечал, исходя из наличия таких костей, что "вся человеческая раса становится меньше". Майор приводит множество других интересных примеров, подтверждающих ее теорию. Окаменелая лопатка слона могла считаться плечевой костью античного героя, великана Пелопса. Останки, которые лидийцы считали костями людоеда Гериона и его огромного скота, возможно, принадлежали вымершим мастодонтам и быкам, чьи окаменелости часто находят на территории Восточной Турции. Когда в Плимут-Хоу в Великобритании были выкопаны гигантские челюсти и зубы, то сначала их посчитали останками легендарного великана Гогмагога. Так же часто отметки на камнях считались следами легендарных предков. С античных времен следы доисторических существ называли следами богов, великанов, фей, ангелов и демонов или тропами героев. Например, Геродоту примерно в середине V века до нашей эры показывали отпечаток ноги длиной около метра, который, как полагали, был оставлен Гераклом. Другие следы, приписываемые героям и найденные на юге Италии, скорее всего, являются древними следами пещерных медведей, которые легко спутать с человеческими, говорит Майор. У драконов тоже может быть доисторическое происхождение. Палеонтолог Кеннет Оукли считает, что черты китайского дракона напоминают черты доисторических млекопитающих Китая и Монголии, например, его характерные рога похожи на рога доисторических оленей. Залежи окаменелостей в Сивалике у подножия гор от Кашмира до Непала могли стать источником свидетельств о драконах огромных размеров и разных видов, которые, по мнению Аполлония Тианского, бродили по Северной Индии. А следы динозавров в красном триасовом песчанике долины Рейна могли дать начало легенде о победе героя Зигфрида над драконом Фафниром. Вообще, английское слово dragon "дракон" является аналогом латинского слова draco, использовавшегося в Средние века для обозначения огнедышащей летающей рептилии, чудовища из германских мифов. Однако в средневековой Европе огромные кости доисторических животных считались останками святых. Скелеты мамонтов и носорогов ставили вертикально и считали скелетами великанов, первобытных пещерных людей или даже примитивных варваров, таких как вестготы. В северо-западной Австралии аборигены верят, что следы трехпалых лап большого плотоядного динозавра оставлены Мареллой, гигантским "человеком-эму". На Мальте окаменелые пятипалые следы, считающиеся следами дьявола, на самом деле принадлежат морскому ежу. Роджер Хайфилд Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство
|