Волшебные принадлежностиПоднимите крышку большого деревянного сундука Гарри Поттера, и вы найдете там стандартные колдовские предметы: остроконечную шляпу, черные мантии, волшебную папочку и разнообразные книги заклинаний. Эти вещи не являются уникальными для Школы колдовства и ведьминских искусств Хогвартс. Похожие предметы производились маглами тысячи лет, и они, без сомнения, были связаны с магией и сокровенным знанием. Когда Гарри пригласили учиться в Хогвартс, помимо прочего, ему было предписано иметь при себе оловянный котел. Этот важный предмет кухонной утвари использовался людьми с самых давних времен. В греческой мифологии колдунья Медея использовала один из таких котлов, чтобы восстанавливать утраченную молодость (она резала старого барана на куски и бросала их в котел, а оттуда выходил молодой ягненок). О котле со схожими свойствами, принадлежавшем великану Брану, рассказывается в кельтских сказаниях "Мабиногион". Этот котел был символом изобилия, которое связывалось с кельтским (ирландским) богом Дагдой. В Британии бронзовые котлы существовали уже в XIII веке до нашей эры. Потом возникли железные. Хотя в Средние века появился сплав олова со свинцом, котлы из него, вроде того, который искал себе Гарри, магловским экспертам неизвестны, скорее всего потому, что в этом сплаве содержится слишком много свинца, который при нагревании выделяет ядовитые вещества. Котлы всегда были непременными атрибутами ритуалов, не просто побрякушками на праздниках, а дарами богам - драгоценными предметами, которые бросали в воду, откуда их нельзя было достать назад. В Оксфордском музее Ашмола хранится один такой экземпляр, найденный на раскопках в Шиптонна-Червелле в Оксфордшире, он был сделан примерно в XIII веке до нашей эры. Котлы, датируемые IX веком до нашей эры, находили в захоронениях бронзового века в ирландском Дорисе. А где-то между VIII и VI веками до нашей эры котлы бросали в священное озеро Ллин-Фоур на территории современного Гламоргана. Наверное, самый удивительный магический котел был обнаружен 28 мая 1891 года на торфяных разработках в болотах Рейвмоуза недалеко от Гундеструпа в Дании. Находка представляла собой серебряный котел в форме кубка, состоящего из спаянных восьми гравированных пластин, на которых изображены фантастические сцены с людьми и мифическими существами. Этот "сборный" котел диаметром примерно семьдесят сантиметров был сделан в юго-восточной Европе, в низовьях Дуная, где в то время находилась древняя Фракия. В разобранном виде его положили на сухую землю более двух тысячелетий назад, и там он оставался нетронутым, так что его поглотил разросшийся торфяник. Кое-кто из ученых считает, что котел оставался нетронутым, поскольку являлся культовым предметом и был защищен ритуальным барьером, таким же эффективным, как и сетка-забор под высоковольтным напряжением. Орнаменты на этом загадочном кубке, характерные для кельтской и фракийской культуры, безусловно, дают возможность предположить, что он был крайне важным ритуальным предметом: там изображены "сцены войны и жертвоприношений, бородатые боги, борющиеся со злобными чудовищами, богиня с обнаженной грудью, стоящая в окружении слонов, и военачальник с оленьими рогами, держащий рогатую змею в одной руке и шейный браслет в другой", - говорит Тимоти Тейлор из Бредфордского университета, занимавшийся изучением этого котла. Слоны и человеческие фигуры обоих полов или неопределенного пола, какие-то полулюди-полуживотные напоминают изображения с утвари из других мест Европы и даже Азии, - это говорит о том, что мастера по серебру имели контакты друг с другом, простирающиеся на тысячи километров. Наверное, самое потрясающее изображение на котле - это человек с оленьими рогами, сидящий в позе, напоминающей позу заклинателя из низшей касты (которая даже сегодня практикуется йогами в Индии), это изображение также появляется на каменной печати, найденной в Южной Азии, и имеет некоторое сходство с рогатым кельтским богом подземного мира Кернунносом. Это удивительное свидетельство того, что в то время на всей территории Евразии существовали очень схожие магические традиции, говорит Тейлор. Кстати, здесь даже есть связь с Гарри: ведь его отец был анимагом и мог превращаться в оленя. Оленьи рога, венчающие фигуру на котле, напоминают нам о другой известной привычке магов, волшебников и мудрецов - об их пристрастии к внушительным головным уборам, будь то шляпы с перьями, деревянные шапки морских охотников Аляски, птичьи шапки игроков в мяч племени майя, епископская митра или квадратная шапка с кисточкой оксфордского профессора. Внушающие уважение головные уборы носят по веским причинам. Еще во времена, когда наши предки колотили друг друга по голове деревянными дубинами, размер был важным элементом в борьбе за власть и в особенности в борьбе за еду, укрытие и друзей. Доминирующие животные, так называемые альфа-самцы, обычно крупнее своих соперников и в результате пользуются большим успехом у самок и соответственно преуспевают в передаче своих генов следующим поколениям. Таким образом, физические размеры стали ассоциироваться с эволюционным успехом. То же относится и к человеку. В 1960-70-х годах Томас Грегор, антрополог из Университета Вандербильта, жил в племени мехинаку, обитающем в тропических лесах центральной Бразилии. Как обнаружил Грегор, к несчастью для невысоких людей племени, называемых перигеи, чем выше человек, тем больше у него женщин. Мудрец или умный человек надевал высокую шляпу и мантию на плечи, чтобы казаться больше и таким образом повысить свой социальный статус. Не нужно быть психологом, чтобы это заметить, но именно психологи предприняли более детальное изучение этой проблемы. Один широко известный эксперимент был проведен в 1968 году психологом Полом Уилсоном. Он представил одного незнакомого человека в пяти группах студентов в качестве студента, лектора и профессора и обнаружил, что воспринимаемый рост незнакомца увеличивался в зависимости от его социального статуса. Американские психологи Лесли Мартел и Генри Биллер писали в книге "Рост и стигма" (1987), что невысокие мужчины считаются менее зрелыми, менее позитивными, менее надежными, менее мужественными, менее способными, менее уверенными, менее дружелюбными, более замкнутыми, более робкими, более пассивными и т. д. Такие представления могут стать самосбывающимися пророчествами, когда высокие люди достигают большего успеха в жизни и добиваются большего. Воспринимаемая людьми взаимосвязь роста и успеха настолько сильна, что популярные личности, например актеры или музыканты, часто кажутся нам выше, чем они есть на самом деле (вспомните Дастина Хоффмана ростом около 156 сантиметров или Мадонну ростом 154 сантиметра). Чтобы выделиться, достаточно купить остроконечную шляпу, а если бы вы занимали важную должность в древнем обществе, то такая шляпа была бы необходима просто для того, чтобы вызывать уважение окружающих. Археологи из Германии выяснили, откуда происходит эта характерная форма волшебных головных уборов: такие вещи делались не из мнущейся ткани, а из золотого листа, который формировался в конус, украшенный сложным рисунком из астрологических символов. Они пришли к таким выводам в результате исследования странных и удивительных конусообразных предметов, которые датируются бронзовым веком и были обнаружены в Шифферштадте рядом со Шпейером и в Эзельсдорфе рядом с Нюрнбергом в Германии, а также в Авантоне недалеко от Пуатье во Франции. Золотые шапочки в форме кубка также находили в Ирландии и Испании. Эти находки, относящиеся к XIV-IX векам до нашей эры, породили множество теорий. Сабин Герлофф из Эрлангенского университета в 1993 году предположила, что такие золотые конусы и чаши на самом деле были церемониальными головными уборами, коронами королей-жрецов бронзового века, а не частями доспехов, церемониальными вазами, кубками или наконечниками деревянных столбов, окружавших ритуальные площадки того времени. Возможно, существовала и подходящая к шляпе золотая накидка. Она говорит, что мольдская золотая накидка, обнаруженная в Уэльсе в 1833 году, возможно, была частью церемониальной одежды короля-жреца. Король-жрец, по убеждениям людей того времени, обладал сверхъестественными силами. Это подчеркивается украшениями на шляпах, которые напоминают вышивку на зеленых мантиях Дамблдора. Узоры на шляпе состоят из выпуклостей и концентрических кругов, соответствующих луне и солнцу, это вообще характерно для украшений на золотых предметах того времени. "Они показывали, что носящий эти предметы связан с богами, что только подчеркивалось конусом, направленным в небо, а также знал секреты движения звезд и, вероятно, мог видеть будущее", - говорит Герлофф. Вильфрид Менгин и его коллеги из Берлинского музея древнейшей и древней истории изучали конус бронзового века из кованого золота высотой 66 сантиметров и возрастом 3 тысячи лет. Они обнаружили, что 1739 символов солнца и месяца, украшающих его, соответствуют примерно четверти метонского цикла, названного так по имени греческого астронома Метона Афинского, жившего в V веке до нашей эры. Метон обратил внимание, что 235 лунных месяцев составляют практически точно девятнадцать солнечных лет. Этот девятнадцатилетний лунный цикл, метонский цикл, стал основой для греческого календаря, бывшего в употреблении вплоть до юлианского календаря, введенного в 46 году до нашей эры. Открытие того, что изображение этого цикла украшало головные уборы бронзового века, позволяет опровергнуть общепринятую точку зрения, что люди того времени были примитивными земледельцами. Другой конус, найденный рядом с немецким городом Шифферштадтом в 1835 году, - это самый ранний образец подобных "шляп-календарей", найденных до сих пор, он относится к XIV веку до нашей эры. У этого конуса есть даже ремешок, крепившийся на подбородке, доказывающий, что он использовался как головной убор. Герлофф считает, что колдовские остроконечные шляпы могли появиться даже раньше, примерно четыре тысячи лет назад, когда они появились на Ближнем Востоке на небольших бронзовых статуях, на цилиндрических печатях, вырезавшихся из твердых или полудрагоценных камней (разновидность древней печатной машинки), и на гигантских хеттских каменных статуях XIV-XIII веков до нашей эры, найденных на территории современной Турции и Сирии. Чуть больше двух тысяч лет назад меньшие по размеру бронзовые статуи с характерными головными уборами экспортировались из Ближнего Востока через Кипр и Грецию в западное Средиземноморье, а две из них дошли даже до Швеции. Возможно, вместе с ними передавались и религиозные верования, знания по астрономии и т. д. У волшебников, разумеется, были волшебные палочки. Гарри пользуется палочкой с необычным сочетанием падуба и перьев феникса длиной одиннадцать дюймов. Остатки похожих артефактов находят и магловские археологи. В Оксфорде, в музее Питт-Риверс, хранится удивительный экземпляр из кости, использовавшийся "дьявольским доктором" для выявления тех, кто колдует для насылания болезней. По-видимому, он вызывал духов при помощи живой мыши. Одна из самых известных палочек была найдена в древнем святилище на полуострове Гоуэр в Уэльсе, где погребена Красная ведьма Павилэнда. О теле Красной леди, как ее теперь называют, узнали в 1823 году, когда Уильям Бакленд, профессор геологии Оксфордского университета и викарий в церкви Крайстчерч, обнаружил останки ее обезглавленного тела в пещере Козлиная Дыра. Сначала он подумал, что это кости мужчины, возможно служившего на границе и убитого контрабандистами. Однако позже в этом же году, когда он опубликовал свои находки, он изменил свое мнение. У женщины были красно-коричневые волосы, потому что она натирала их охрой, одним из множества естественных минералов, содержащим оксид железа, который в старые времена использовался в качестве красителя. Бакленд предположил, что "крашеная леди" прислуживала римским солдатам, стоявшим лагерем неподалеку. Более того, он считал, что человеческие останки были намного более поздними, чем кости мамонта и волосатого носорога, найденные рядом, потому что, будучи настоятелем Вестминстерского аббатства, Бакленд полагал, что эти виды животных не попали на Ноев ковчег и не пережили Великий потоп. По останкам Красной леди были разбросаны фрагменты бивня мамонта, которые имели форму стержней. Как рассказывал Бакленд, он "нашел сорок или пятьдесят фрагментов маленьких стержней из мамонтового бивня... несколько небольших кусков колец из такого же бивня... по размеру и форме напоминающих ручку небольшой чайной чашки". Там также был кусок кости в форме языка, несколько улиточных раковин и часть бараньей лопатки. "Наличие бараньей лопаточной кости дает основания считать, что эта женщина занималась колдовством. В "Истории Кардигана" Мейрикса... есть несколько любопытных историй... о магической силе бараньей лопатки". Впоследствии Бакленд называл костяные предметы и ракушки Красной леди из Павилэнда украшениями или ритуальными принадлежностями. Однако позже было доказано, что аббат был абсолютно не прав. Тем не менее следует отдать ему должное, ведь его открытие ознаменовало первую в мире находку человеческих окаменелостей. "Радиоуглеродный анализ был изобретен только в конце 1940-х годов, поэтому Бакленд не мог знать истинный возраст погребения", - говорит Стивен Альдхаус-Грин из колледжа Университета Уэльса в Ньюпорте, один из ученых, до сих пор изучающих это место. Впоследствии с помощью радиоуглеродного анализа было установлено, что этим останкам примерно 26 тысяч лет. Более того, Красная леди оказалась молодым мужчиной двадцати пяти - тридцати лет, весом около 67 килограммов и довольно волосатым. Изотопный анализ его костей показал, что он питался морскими продуктами. Стержни, найденные на церемониальном погребении Баклендом, возможно, были "волшебными папочками", хотя есть другое толкование - они использовались для создания отверстий в костяных бусах, по мнению Альдхауса-Грина. Палочка была символом власти, которая, как считалось, помогала мудрым концентрировать свою волю на объекте, на который указывает палочка. Таким образом силу можно было направлять в нужную сторону. В обществах, где производство металлических изделий было крайне важно, а письменность была редка или вообще отсутствовала, нетрудно представить, что методы работы с металлом откладывались в памяти в виде "заклинаний", которые можно было повторять, взмахивая волшебной палочкой. Помимо этого, необходимо добавить, что вряд ли найдется какое-либо древнее общество, в котором не было бы особых удлиненных предметов. Такие дубинки, посохи, палки, стержни часто принадлежали людям определенного возраста и символизировали их власть. В греческой мифологии мы встречаем особый посох, принадлежащий Гермесу, посланцу богов, обвитый змеями и с крыльями наверху, который называется "кадуцей". У скифов, живших на территории современной Украины, были жезлы, украшенные бронзовыми трещотками. В Саттон-Ху, местечке в Суффолке, где в XVII веке была найдена саксонская лодка с множеством могильных принадлежностей, был обнаружен длинный жезл с украшением на конце. Калушары, всадники Трансильвании, использовали исцеляющие жезлы. Но почему все эти предметы: волшебные палочки, котлы и другие артефакты из мира маглов - никогда не могли сделать что-либо по-настоящему волшебное? Ответ, разумеется, есть в книгах о Гарри Поттере. Их действие нейтрализовывалось людьми из самого скучного Отдела неправильного использования магловской утвари в Министерстве магии. У гражданских служащих, работающих там, задача проста: не допустить, чтобы зачарованные магловские вещи причинили какой-либо вред. Легко можно представить зачарованный предмет, который не понравился бы людям из министерства: одержимый чайник, начинающий разбрызгивать горячий чай вокруг себя, или щипчики для колки сахара, которые кусают кого-нибудь за нос. Министерство магии проделало хорошую работу. Я, например, лично никогда не встречал такой злодейский чайник и не видел ковра-самолета - одного из множества предметов, входящих в реестр запрещенных к зачаровыванию объектов. Хотя подозреваю, что многие из нас сталкивались с заколдованными ключами, которые порой уменьшаются до невидимых размеров и загадочным образом исчезают. Роджер Хайфилд Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство
|