Настоящее колдовствоСлово witch (англ. "ведьма") происходит от wicca (викка), термина, относящегося ко временам англосаксов, когда западногерманские племена поселились в Англии примерно в V веке нашей эры. Wicca, в свою очередь, этимологически связано с wicken, что в средневерхненемецком означало "заклинать". Почти тысячелетие спустя после прибытия германских племен колдовство достигло своего расцвета, начавшегося по множеству причин. Одной из них является сокращение населения, которое сделало деревни более уязвимыми к природным катаклизмам. Общество стало сильно нуждаться в козлах отпущения, на которых можно было повесить вину за навалившиеся беды. Другим значительным фактором стало распространение христианства. Развитие религиозных догм и верований от Средних веков до начала XVII века привело к тому, что многие люди стали верить в существование магического мира. По мере того как Церкви удавалось все более жестко насаждать христианское мировоззрение вместе с представлением о дьяволе, активно вмешивающемся в людские дела, вера в колдовство все более укреплялась. Церковь раздувала опасность оккультизма и повсеместно боролась с "дьяволом" и его приспешниками. Если Сатана был довольно незначительной фигурой в эпоху раннего христианства, то в Средние века он стал центральным персонажем. Период наиболее активных гонений на ведьм пришелся на XVI и XVII века, однако рассказы о ведьмах сохранились и до сих пор. Одна история XVIII века рассказывает, как они превращались в зайцев, чтобы "заводить гончих и охотников в долгую и бесплодную погоню". А не далее как в 1924 году в тюрьму был заключен человек за нападение на своего соседа, который, по его мнению, "навел порчу" на свинью. Дж. К. Роулинг испытывает такое отношение к себе сегодня. В США в некоторых штатах родители потребовали, чтобы ее книги были исключены из школьных библиотек, поскольку они якобы восхваляют оккультные практики. Священники вещали, что эти книги - источник зла, из-за того, что в них рассказывается о черных демонических силах. Некоторые заблудшие души даже заклеймили Роулинг ведьмой - удивительное эхо событий, происходивших сотни лет назад. Тогда, как и сейчас, со смесью удивления и ужаса люди верили в приспешников Сатаны и их демонические силы. С 1486 года у них даже появился настольный справочник, который помогал выявлять ведьм и разбираться с ними, - "Malleus Maleficarum", или "Молот ведьм", написанный Генрихом Крамером и Яковом Шпренгером, двумя монахами-доминиканцами. "Молот", который наверняка упоминается в работе Батильды Хлоп, является энциклопедией демонологии, в которой описывается множество зловещих подробностей из популярных народных представлений о черной магии, начиная от сжигания младенцев, заканчивая лишением людей жизненно важных органов. В книге рассматриваются многие важные для того времени темы и вопросы: является ли утверждение о существовании ведьм настолько католически правоверным, что упорное отрицание его должно считаться определенно еретичным? Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами? Откуда берет начало преумножение чародейств? О способе, коим ведьмы лишают мужчин полового члена... Придают ли ведьмы людям облик животных? Как демоны проникают в тела и головы людей, не причиняя им ранений, когда они производят обманы чувств? Как ведьмы вызывают градобитие и грозу и направляют молнии на людей и животных? В этой книге вскользь говорится о метле как о летательном средстве передвижения: "Ведьмы приготовляют мазь из сваренных частей детского тела, особенно тех детей, которых они убивают до крещения; по указанию демона намазывают ею какое-либо седалище или палку, после чего тотчас же поднимаются на воздух". Котел был удобной утварью для ведьм, питающих нездоровую слабость к человеческой плоти: одна плененная ведьма говорила, что "мы устраиваем свои западни преимущественно для некрещеных детей... убиваем их согласно нашим обрядам, когда они лежат в колыбели или с родителями так, что потом все считают, что ребенок был заспан или умер по иной естественной причине. Затем мы украдкой похищаем их из могил и варим в кастрюле до тех пор, пока не размякнут кости и все тело не сделается жидким и годным для питья; из более густой массы мы делаем мазь, применяя ее для исполнения наших желаний волшебства и перелетов; более жидкой массой мы наполняем пузатую бутыль; тот, кто из нее выпьет, с соответствующими при этом обрядами, становится соучастником и учителем нашей секты". В "Молоте" раскрывается, как получали такие необычные признания. С подозреваемых срывали одежду и подвергали пыткам: "Раздевают ведьму для того, чтобы исследовать, не вшито ли в ее одеяние какого-либо орудия ведьм, как это ими часто совершается по наущению беса, когда они пользуются членами тела некрещеных детей - убитые до крещения, они могут не получить спасения". Если кому-то такой способ допроса кажется не очень честным, в "Молоте" подчеркивается, что после признания под пытками ведьма, разумеется, должна "подтвердить, что призналась она не только из-за мучений". Книга пережила много изданий и имела внушительные рекомендации: "Молот" был одобрен факультетом теологии Кельнского университета. В 1484 году авторы убедили папу Иннокентия VIII издать буллу Summis desiderantes, в которой предписывалось начать охоту на ведьм. Он объявлял (это дает живое представление о духе времени, однако этот отрывок можно спокойно пропустить): "...очень многие лица обоего пола пренебрегли собственным спасением и, отвратившись от католической веры, впали в плотский грех с демонами инкубами и суккубами и своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными, порочными и преступными деяниями причиняют женщинам преждевременные роды, насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как портят мужчин, женщин, домашних и других животных, а также виноградники, сады, луга, пастбища, нивы, хлеба и все земные произрастания; что они нещадно мучают как внутренними, так и наружными ужасными болями мужчин, женщин и домашних животных; что они препятствуют мужчинам и женщинам зачинать детей и лишают мужей и жен способности исполнять свой супружеский долг; что, сверх того, они кощунственными устами отрекаются от самой веры, полученной при святом крещении; и что они по наущению врага рода человеческого дерзают совершать и еще бесчисленное множество всякого рода несказанных злодейств и преступлений, к погибели своих душ, к оскорблению божеского величия и к соблазну для многого множества людей". Коротко говоря, ведьмы были самыми крайними козлами отпущения. Роджер Хайфилд Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство
|