Настоящие ведьмыСовременная охота на ведьм ведется в Олл-Соулз-колледже в Оксфорде Робином Бриггсом. Историк посвятил годы исследований и усилий поиску большого числа сведений о настоящих ведьмах, тщательно изучив записи дел о колдовстве во Франции, в Скандинавии, Восточной Европе, Германии и Новой Англии. Например, он обнаружил, что французский ученый XIX века Жюль Мишле в книге "Ведьма" писал, будто ведьмы христианской Европы на самом деле были приверженцами более древней религии. Бриггс пока что не обнаружил никакой сатанинской религии или систематической веры в дьявольское колдовство, это открытие соответствует тому, что в свое время провозгласил французский социолог Эмиль Дюркгейм: магия - для отдельных людей, религия-для масс. У адепта религии есть сообщество, тогда как у практикующего магию есть клиенты: "Не существует церкви магии". Сотни лет назад "ведьма" представляла собой некий стереотип, собирательный образ из различных древних и устоявшихся народных поверий: ночные полеты, заклинания, наведение порчи, погодная магия, тайные возможности и линии силы. Были мужчины и женщины, которых называли cunning folk, "знахари" (от старонорвежского сипла "знать"), они верили во все перечисленное и практиковали это (на свой страх и риск) и в некотором смысле были такими же, как и ведьмы или колдуны. У них была неоднозначная репутация среди простых людей, иногда они даже помогали преследовать ведьм, доказывая, что в корне отличаются от них. Говоря современным языком, они были белыми ведьмами, тогда как настоящее колдовство было черной магией, практикуемой теми, кто заключил договор с дьяволом. В процессах над ведьмами, изучавшихся Бриггсом, детали различаются так сильно, что, кажется, отражают не последовательную темную веру, а просто распространенные страхи перед оккультными силами и одержимостью невидимыми врагами, которые управляют волей человека. Согласно общественному мнению, которое породило их и охоту на них сотни лет назад, ведьмы поклонялись Сатане. Считалось, что, как и еретики до них, ведьмы тайно встречаются по ночам, чтобы исполнять богохульные пародии на христианские ритуалы и устраивать оргии. В редких охотах на ведьм в конце XVII века использовали пытки, чтобы выбивать признания в преступлениях, соответствующих представлениям о ведьмах и колдовстве, снова и снова создавая иллюзию тайного общества, поклоняющегося Сатане. Некоторые современные ученые считают, что преследование ведьм сильно похоже на массовую истерию или женоненавистничество, примитивные сексистские обвинения в том, что женщины и повитухи несут всю ответственность за высокую смертность среди детей. Другие считают, что, будучи притесняемыми, женщины искали прибежище в магии, чтобы получить силу в мире, где доминируют мужчины. Но современное представление о "типичной ведьме" - иссохшей старухе у дымящегося котла, с метлой и крючковатым носом - не соответствует большинству случаев, исследованных Бриггсом. Он выяснил, что среди ведьм были не только женщины, их даже было не подавляющее большинство. Так, в Европе в XIV-XVII веках четверть обвиненных в колдовстве были мужчинами, однако это соотношение менялось в зависимости от места: в Англии за колдовство преследовали необычно мало мужчин, так мало, что их иногда называли ведьмами; соотношение мужских и женских дел в суде парламента Парижа было примерно пятьдесят на пятьдесят, тогда как в Исландии и Эстонии мужчины составляли большинство обвиняемых. Ведьмы, как правило, были среднего возраста, а вовсе не сморщенными каргами. В основном ведьм доставляли в суды их же соседи, а не фанатичные охотники за ведьмами. Еще раз повторюсь. Если колдовство считать извращенной версией христианской религии с противостоящей ей культурой ритуалов, то неясно, почему было столько различий в соотношении числа колдунов и ведьм в зависимости от страны и почему в Европе более чем за один век оказалось только 50 тысяч жертв охоты на ведьм - намного меньше, чем список жертв религиозных войн или обычных военных действий за тот же период. Роджер Хайфилд Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство
|