Главная Кротофилин Фото Поэзия Проза жизни Живопись Старьё Кротофилину никто не пишет

Алхимия, философский камень и эликсир бессмертия

Алхимия - забава вроде карт, Где можно, человека распалив, Его обжулить.
Бен Джонсон. Алхимик

Говоря о поиске этого камня, обычно вспоминают таинственное искусство алхимии. Сегодня многие считают алхимию примитивной формой химии, но она представляла собой нечто большее, поскольку простиралась намного дальше протохимии в область мистического и оккультного знания. Как астрология изучала зависимость жизни человека от звезд, так и алхимия исследовала связь человека с земной природой, объединяя химию и магию. Алхимики использовали химию в качестве метафоры человеческих отношений, как астрологи - звезды. Древние греки, китайцы и индийцы обычно называли алхимию Искусством или, говоря об основной задаче алхимии, изменением или трансмутацией в самом широком смысле: это химические преобразования, способные превратить обычные металлы в золото, драгоценный металл, высоко ценившийся за свой цвет и способность не ржаветь, даже пролежав сотни лет в земле. Трансмутация также включала физиологические изменения от болезни к здоровью: алхимики верили, что могут использовать камень для создания эликсира, который способен обратить мертвые ткани в живую плоть. Для китайцев и индийцев трансмутация также означала переход от земного состояния в духовный мир.

Идея эликсира бессмертия принадлежит китайским даосам, которые, помимо прочего, искали пути достижения бессмертия. Основанное в VI веке до нашей эры мудрецом Лао-цзы, это сочетание религии, философии, магии и примитивной науки дало толчок всем направлениям практической химии: изощренные методы сохранения мертвых тел (пример тому - гробница женщины в Ма-ваньдуй с герметичной камерой, запечатанной каолиновой глиной); строгость в исполнении процедур и измерений; использование разнообразных приспособлений, печей, горнов, сосудов для реакций и дистилляции; и, конечно, вера в то, что эликсир каким-то образом мог остановить старение, - его поиск начался примерно в IV веке до нашей эры. Считалось, что самой сильной формой такого вещества должен быть раствор, содержащий металл, устойчивый к коррозии, "питьевое золото", тогда верили, что неизменность этого благородного металла должна передаться человеку, выпившему его.

Один ученый приводил более 1000 названий для эликсира, где золото было далеко не единственным ингредиентом. Например, в книге "Великие секреты алхимии" Сун Цимяо (581-673 гг. н. э.) описываются формулы, основанные на использовании ртути, серы и мышьяка. По словам английского историка Джозефа Нидхэма, возможно, некоторые китайские императоры даже умерли в результате отравления такими "эликсирами бессмертия". Через сотни лет провал китайских алхимиков стал очевидным, поскольку они строго придерживались единственной своей цели - отыскания эликсира бессмертия, в отличие от своих западных коллег, которые наряду с этим стремились открыть способ получения золота. Считается, что это стало одной из причин, по которой китайская алхимия не достигла каких-либо значительных результатов по сравнению с европейской; другая причина состоит в том, что китайцы приняли буддизм, который предлагал более безопасный путь к бессмертию.

Западная алхимия зародилась в античности, во времена расцвета классической греческой цивилизации, начиная примерно со смерти Александра Македонского (323 г. до н. э.) и до разгрома Антония и Клеопатры в 30 году до нашей эры. Болос из Менд, эллинизированный египтянин, живший в дельте Нила во И веке до нашей эры, написал книгу "О природе и тайне", в которой содержались тайные рецепты приготовления золота и серебра. Большинство таких рецептов заканчивалось кратким описанием трансмутации: "Одна сущность обнаружится в другой сущности, одна сущность возобладает над другой сущностью, одна сущность подчинит другую сущность".

В Александрии Египетской ранняя алхимия благоденствовала благодаря многовековому опыту мастеров в подделке и обработке золота, что ярко иллюстрируется потрясающими золотыми артефактами, сохранившимися в гробницах фараонов. Именно на основе этого опыта возникла дискуссия среди философов тех дней о том, как исходные металлы можно преобразовать в золото. В Стокгольмском и Лейденском папирусах, которые относятся к III веку нашей эры, описывается, как с помощью смеси сульфатов, солей и квасцов железа придать фальшивому золоту вид настоящего. По работам Зосимы Панополитанского, жившего в III веке нашей эры, можно предположить, что алхимическая теория сконцентрировалась на изобретении тинктуры, которая могла бы вызывать трансмутацию мгновенно, и ее стали называть философским камнем.

Позднее основное внимание алхимии обращается к сложному набору полурелигиозных и квазимагических идей - от астрологии с алхимией до нумерологии и других оккультных наук, - которые, по всей видимости, возникли в Египте времен Моисея под влиянием веры в бога Тота. Их называют "герметическим корпусом" или "герметикой", по имени греческого аналога Тота - Гермеса Трисмегиста (Трижды Величайшего). Другие составляющие герметики берут начало из каббалы, еврейского учения о тайной, мистической интерпретации Ветхого Завета.

В магический мир, описываемый в герметике, смогли заглянуть лишь некоторые избранные. Николас Фла-мель, один из тех, кто имел доступ к "герметическому искусству", появляется в первой книге о Гарри Поттере. Фламель действительно жил в XIV веке и, говорят, создал философский камень. По словам Лоуренса Принсайпа из Университета Джона Хопкинса, эксперта по алхимии, "благодаря книгам о Гарри Поттере миллионы читателей познакомились с легендарным персонажем истории химии. В противном случае люди бы, наверное, никогда о нем не узнали".

Эта классическая история - один из самых знаменитых воодушевляющих мифов алхимии. Фламель родился в 1330 году, по всей видимости, в Париже, он был из низшего сословия и стал клерком, продавцом книг. История гласит, что в ярком видении Фламелю явился ангел и дал ему книгу о герметическом искусстве, молвив: "Прочти внимательно эту книгу, Николас. Вначале ты не поймешь отсюда ничего, ни ты, ни кто-либо другой. Но однажды ты узришь в ней то, что никто другой не сумеет разглядеть".

Позже к нему в магазин зашел незнакомец, которому срочно нужно было продать одну старую книгу, так как он отчаянно нуждался в деньгах. Фламель тотчас узнал том в медной обложке со странными выгравированными узорами и буквами на древнем языке, как те, которые показывал ему ангел. Он смог выяснить, что эта книга была написана Авраамом Евреем. Фламель был знаком с алхимическими сочинениями своих современников и знал кое-что о трансмутациях, но все равно ему потребовался двадцать один год на то, чтобы расшифровать загадки герметического корпуса.

Так как части корпуса были написаны на древнееврейском, жена Фламеля Пернель предложила ему обратиться за советом к какому-нибудь еврейскому раввину, который занимается изучением мистических каббалистических текстов. Зная, что многие евреи были вынуждены переехать из Франции в Испанию, Фламель устремился туда, в Сантьягоде-Компостелла, вместе с паломниками к храму Св. Иакова, надеясь по пути встретить нужного человека. Уже на обратной дороге он повстречал еврейского мудреца Канчеса, который смог пролить свет на тайны этого загадочного манускрипта и дал Фламелю ключ, с помощью которого тот смог расшифровать все содержимое книги.

Фламель вернулся домой к своей жене, и через три года их старания увенчались успехом. Около полудня в понедельник 17 января 1382 года они превратили полфунта ртути в серебро с помощью белого философского камня. Затем в пять часов пополудни 25 апреля 1382 года с помощью красного типа камня они превратили ртуть в золото. Фламель и Пернель продолжили свою работу и получали камень еще несколько раз.

В конце концов стали говорить, что Фламелю удалось приготовить и вожделенный эликсир бессмертия. Однако этот эликсир, по-видимому, не слишком помог ему, так как он умер в 1417 году (или 22 марта 1418 года, если верить другому источнику), дожив до восьмидесяти семи или восьмидесяти восьми лет. Сегодня его надгробный камень находится в Музее Клюни, куда он был перевезен из парижской бакалейной лавки, где использовался в качестве доски для резки.

Впрочем, некоторые считают, что Фламель инсценировал свои похороны. Эта точка зрения подтверждается в первой книге о Гарри Поттере, где у Фламеля с женой гораздо более счастливая судьба, они прожили до 665 и 658 лет или около того, ведя тихую жизнь и занимаясь гончарным делом в Девоне. Как им это удалось? Возможно, ответ находится в самой известной книге Фламеля "Объяснение иероглифических фигур, или Его тайная книга о благословенном камне, называемом камнем философов", где с помощью различных фигур, будто бы вырезанных на склепе, который Фламель приобрел в местном приходе, он зашифровал способ изготовления камня. Как и другие алхимики, он держал в тайне природу камня и говорил о своей работе только в самых неопределенных и образных выражениях, не давая подсказок к отгадке того, что он делает.

По одной из теорий Фламель объявил о создании камня, чтобы скрыть настоящий источник своего богатства, которое было приобретено в ходе сомнительных сделок. Некоторые источники отмечают, что Фламель действительно стал очень богатым человеком, настолько, что смог основать и финансировать четырнадцать больниц, семь церквей и три собора только в Париже и еще больше в Булони.

Однако при более пристальном изучении Принсайп обнаружил, что история Фламеля не подтверждается фактами. "В мире алхимии, как и в мире магии, вещи часто кажутся не такими, какие они есть". Чета Фламель действительно жила в то время, однако современные историки не смогли найти свидетельств, что те когда-либо занимались алхимией, первое упоминание об их интересе к философскому камню появилось в 1500 году, намного позже их смерти. Самая известная книга Фламеля "Иероглифические фигуры" была опубликована в 1612 году и, как показали исследования, написана была в конце XVI века. Все остальные алхимические тексты, приписываемые Фламелю, созданы после его смерти.

"Архивные документы показывают, что состояние Фламеля было не настолько огромным, как нас пытаются уверить рассказы, и оно родилось не благодаря трансмутациям металлов, а за счет умной игры на парижской бирже недвижимости и было дополнено состоянием, которое Пернель унаследовала от предыдущих браков", - говорит Принсайп. Тем не менее после его смерти история о Фламеле продолжала обрастать деталями и подробностями. Ранние свидетельства говорят о его огромном богатстве, а в XVIII веке речь зашла уже и о продлении жизни, без сомнения, с помощью философского камня.

В 1712 году один путешественник встретился с "ученым дервишем из Малой Азии", который совсем недавно видел супругов Фламель, здоровых и крепких, уже старше 375 лет, живших в Индии. Спустя полвека они оказываются в парижской опере. "Эта любопытная деталь цитируется и в книге о Гарри Поттере, где Роулинг называет Николаса обожателем оперы и упоминает его возраст - 665 лет (дело было в 1995 или 1996 году)", - говорит Принсайп.

Даже несмотря на сомнительность его занятий алхимией, не говоря уже о том, что он будто бы нашел философский камень, работа Фламеля оказала большое влияние на известных алхимиков XVII века, таких как Роберт Бойль и сэр Исаак Ньютон. У Ньютона была копия сочинения Фламеля, и он написал семистраничную рецензию, озаглавленную "Объяснение иероглифических фигур Николаса Фламеля, год 1399", пытаясь показать настоящую древнюю алхимию, современное представление о которой искажено.

Стремление найти камень не казалось слишком уж сомнительным начинанием в пограничную для магии и науки эпоху. Представление о том, что металлы состоят из совокупности элементарных первовеществ, было тогда очень популярным, а сама эта идея берет свое начало из древнегреческой философии и науки. Эмпедокл, а затем и Аристотель разработали теорию, согласно которой все вещи состоят из четырех элементов - воздуха, земли, воды и огня. Таким образом, если бы алхимику удалось найти способ изменить эту смесь, то логично ожидать, что можно будет один металл сделать другим.

Как говорит Принсайп, в начале современной эпохи алхимики, как правило, выделяли разные первовещест-ва. Как и любой уважающий себя ученый древности, они обращали внимание, что рецепты Аристотеля не удавалось повторить у себя в лаборатории. Распространенное представление о том, что все металлы состоят только из двух элементарных первовеществ, серы и ртути, в разных пропорциях и разной чистоты, возникло примерно в IX веке, а уже затем*попало в Европу.

Однако под "серой" и "ртутью" они имели в виду не сами элементы, а-их свойства: "сера" обычно рассматривалась как первоэлемент горения и цвета, и считалось, что она присутствует в металлах, так как они изменяются в землеподобное вещество под воздействием огня. "Ртути", металлическому первовеществу, приписывались такие свойства, как плавкость, ковкость и блеск. Таким образом, если соединить желтый цвет серы с металлическим блеском ртути, то получится желтый металл. Имея правильный рецепт, можно создавать золото.

Как показывает история Фламеля, различали два вида философского камня или, возможно, две степени совершенства: один - для трансмутации "несовершенных" металлов в серебро - белый камень, а другой - для создания золота - красный камень, или "порошок превращения". В первой книге о Гарри Поттере Волдеморт охотится за камнем, который красен как кровь.

Обычно эликсир бессмертия описывают как раствор камня в вине, возрождающий цветение молодости. Как он работает? Просто. По словам Парацельса (фальстафианского персонажа и пионера в области химии, также известного под именем Теофраст Филипп Аврелий Бом-бастфон Гогенгейм, 1493-1541): "Философский камень очищает тело человека от всех грязных примесей за счет введения новых и более молодых сил, которые присоединяются к естеству его".

Роджер Хайфилд

Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство