Вера, суеверия и магияМагия встречается столь часто, что мы должны спросить самих себя, не имеем ли мы дело с неизменной и универсальной формой мышления. Волшебство в книгах о Гарри Поттере часто может показаться абсурдным, будь то газонокосилки с паранормальными функциями, проклятые шляпы, от которых сморщиваются уши, или латинские заклинания, которые превращают ананасы в чечеточников. Умение превращать чашки в крыс тоже выглядит фантастикой, как и превращение кролика в тапочки. Однако было бы слишком безответственно отбросить эти способности как глупые и дурацкие (хотя многие именно так и считают), точно так же было бы поспешным отринуть древние мифы, фольклор и легенды как продукты примитивного разума лишь из-за того, что эти верования простых людей не имели никаких оснований в реальном мире. На протяжении всей этой книги мы имели дело со свидетельствами того, что представление о мире у ученого может выглядеть таким же странным, как и у шамана, ведьмы или знахаря. Научные работы часто оказываются такими же непонятными, как и оккультная литература. Многие из них касаются настолько неосязаемых, абстрактных, сугубо теоретических, невидимых вещей, что вас простят за любопытствующий вопрос, а занимаются ли ученые вообще хоть чем-то реальным. В восьмой главе я говорил о происхождении веры и суеверий. Вера во что-либо - что угодно - всегда была присуща любому обществу и любой культуре с самой зари человечества. Этот простой факт порождает множество вопросов. Когда возникла вера? Как распространяются верования? Почему они сохраняются? Есть свидетельства того, что вера во что угодно, даже в самые странные или неправдоподобные вещи, полезна для нас. В этом смысле иррациональные верования можно рассматривать как вполне рациональные, такие же рациональные, как вера в науку. Это порождает еще больше вопросов. Если вера действительно полезна, то учимся ли мы верить или же такая склонность есть у нас с рождения? Имеет ли всеобщее стремление к вере какие-либо генетические предпосылки? Универсальность веры поднимает вопрос о природе науки и о том, чем она отличается от веры. Поиск фундаментальных законов Вселенной ведется поистине с фанатическим рвением. Некоторые даже полагают, что их открытие даст возможность постичь "божественный разум". Однако оказывается, что, несмотря на мнение некоторых ученых, существуют глубинные причины, по которым мы не можем на основании этих законов объяснить все сущее. Теория суперструн или любая другая версия "окончательной теории" (или теории всего), которые сейчас весьма популярны, никогда не смогут предсказать, например, миграционных привычек антилоп-гну или завтрашнего аппетита Гарри Поттера. В самом деле, даже основа всей науки, математика, внутри самой себя содержит случайность - открытие, которое должно волновать любого ученого, стремящегося связать все секреты Вселенной в аккуратную сеть теоретических выкладок без болтающихся свободных концов. В таком случае является ли наука вопросом веры, математическим культом вуду, теоретическим фетишем, разновидностью религии, основанной на исследованиях? Роджер Хайфилд Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство
|