Появление магического мышленияКогда у человеческих существ родилась вера? Генетические и археологические свидетельства наводят на мысль, что современный человек произошел из Африки более 100 тысяч лет назад. Ученые давно и яростно спорят, формировалось ли человеческое поведение, например вера в магию или производство орудий труда, параллельно с физиологическим развитием. Некоторые настаивают, что поведение, характерное для современного человека, возникло относительно поздно и за короткий период примерно 40-50 тысяч лет назад, тогда как другие полагают, что оно зародилось раньше и развивалось постепенно. Теперь можно рискнуть и предположить точное время, когда магическое мышление стало распространенным. Это возможно благодаря недавним находкам в пещере Бломбос на побережье Индийского океана, в 180 милях к востоку от Кейптауна. В ходе предшествовавших работ на этом месте были найдены предметы, свидетельствовавшие о существовании рыболовства, производства искусно сработанных костяных инструментов, сложного производства двусторонних каменных инструментов и использовании охры, вероятно, для разукрашивания тела. Позже археологи нашли два охряных камня из слоя, относящегося к эпохе мезолита. Камни красной охры размером два и три дюйма в длину были гладко отшлифованы до образования плоской поверхности. Потом на них был нанесен сложный геометрический орнамент в виде крестиков и линий. Пока ничего удивительного. Кроме огромного возраста находки. Возраст частиц песка, которые лежали над охряными и обожженными камнями, найденными в том же историческом слое, где и произведения "искусства", показывает, что камни были изготовлены более 70 тысяч лет назад, то есть они в два раза старше, чем предыдущие находки-рекордсмены. "Наличие гравированных предметов и другие свидетельства (костяные инструменты, двусторонние резцы и т. д.) показывают, что когнитивные способности и способность к абстрактному мышлению соответствуют тому, что мы ожидали бы и от современного человека", - говорит Кристофер Хеншилвуд из Изико, Музея Южной Африки. Африканцы, от которых все мы произошли, были вполне современными в своем поведении задолго до того, как они прибыли в Европу в роли кроманьонцев и вытеснили неандертальцев. "Я думаю, что способности к абстрактному мышлению и абстрактному изображению определенно давали современному человеку средства для погружения в спиритический, магический и религиозные миры, - говорит Хеншилвуд. - Я очень сомневаюсь, что эти гравированные камни были простыми игрушками, по-моему, они должны были иметь особый смысл и значимость для их создателя и его соседей по пещере. Можем ли мы объединить эти находки и считать их самыми ранними из известных свидетельств существования религии, магии и т. д.? Безусловно, это возможно". "Вы не сможете сделать сложный инструмент без представления о причинно-следственных связях", - добавляет Льюис Уолперт из Университетского колледжа в Лондоне. Он, вслед за Мапиновски, утверждает, что одним из удивительных побочных эффектов нашей развитой способности устанавливать причинно-следственные связи стало появление веры. Вера родилась, потому что она позволяла нашим пращурам справляться со смертельными опасностями окружающего мира. Из всех значительных событий, которым древние люди не могли найти разумного объяснения, смерть была самым распространенным. Жизнь была сурова, и многие дети умирали в раннем возрасте. Вулканы, штормы, молнии, наводнения, изменения климата и другие природные катаклизмы случались в большом количестве. Древние люди, должно быть, чувствовали себя крайне неуютно из-за невозможности контролировать или понять эти явления, в отличие от нас сегодня. В результате они начали формировать ложное знание, говорит Уолперт. Чтобы справляться с неопределенностью и непредсказуемостью мира, возникла магия, вера в сверхъестественные возможности человека управлять природой, и религия, вера в существование божественных существ, живущих независимо от человеческой расы. Основная цель наших первых робких попыток смоделировать устройство окружающего мира заключалась не в точном описании, которое является единственной целью ученого. Скорее это была попытка устранить парализующую неопределенность. В этом смысле, считает Уолперт, именно страх породил наши суеверия, ритуалы, магические верования и богов. Связывая события (смерть родственника, потеря урожая и т. д.) с причинами (действие некоторых человекоподобных сил), наши предки получили два адаптивных преимущества: устранялась неопределенность, а следовательно, и беспокойство, кроме того, появлялась некая одушевленная сила, которую можно было тем или иным образом умиротворить. Существует много свидетельств того, что суеверия базируются на человеческом стремлении к контролю над ситуацией, который позволяет снимать стресс. Например, некоторые исследования больных раком груди показали, что те пациенты, которые полагали, что сохраняют контроль, чувствовали себя лучше тех, кто так не думал. Исследование "магического мышления", проведенное Гиорой Кейнан из Тель-Авивского университета во время войны в Персидском заливе в 1991 году, показало, что люди, жившие в более опасных районах Израиля, были более суеверными. По данным психолога Стюарта Вайза, есть и другие примеры того, как ощущение контроля, даже иллюзорного, помогает справляться со стрессом: "Как природа не терпит пустоты, так и человек не терпит случайности. Мы предпочитаем порядок - хаосу, гармонию - какофонии и религию - представлению о мире, живущем по законам случайностей". Суеверия живы и здравствуют по сей день, поскольку многие стороны нашей жизни остаются вне нашего контроля, будь то вопросы на экзамене или проблемы, связанные с рождением ребенка. За некоторыми исключениями большинство суеверий являются позитивными и дают психологические преимущества. Даже если настоящий контроль невозможен, подойдет и иллюзия контроля. В этом смысле наши самые иррациональные предрассудки на самом деле глубоко рациональны. Наши эксцентрические убеждения полезны для нас. Роджер Хайфилд Проза жизни "Гарри Поттер" и наука: Настоящее волшебство
|